Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Возьми на себя схему, возьми на себя прикрытие…»

07:45
3594

В конце 2010 года Камчатский краевой суд оправдал президента американской компании «Global Fishing» Гонтмахера и его российских партнеров из холдинга «Восточные рыбные ресурсы» («ВРР»), которые обвинялись в организации незаконного промысла крабов в беспрецедентных масштабах.

В моем распоряжении оказались документы, которые позволяют усомниться в объективности этого решения.

 

Гонтмахер и СусловНапомню, что, по версии следствия, 9 тысяч тонн российского краба, незаконно добытого судами «ВРР», были доставлены через Южную Корею под видом легальной продукции в адрес «Global Fishing» для продажи в США. Ущерб России оценили на сумму в 5 млрд рублей. Присяжные не оспаривали факт браконьерства. Однако, по их мнению, причастность подсудимых к браконьерскому промыслу осталась недоказанной.

 

Они полностью признали аргументы главного фигуранта дела Аркадия Гонтмахера, которые сводились к следующему. Гонтмахер не был ни владельцем, ни руководителем холдинга «ВРР» и не отвечает за его действия. Он не имел отношения к добыче краба, который флот холдинга вел в России. Гонтмахер являлся всего лишь добросовестным покупателем продукции, не догадываясь о ее происхождении.

 

Однако материалы уголовного дела, с которыми мне удалось познакомиться, заставляют усомниться в объективности присяжных.

Так, в ноутбуке Гонтмахера была найдена подробная информация о холдинге «ВРР»: учредителях, квотах, флоте, ежедневном вылове, отгрузках и т. д. Он получал отчеты от должностных лиц «ВРР» по планам выхода судов в рейс, добыче, транспортировке краба. Простому покупателю продукции эти данные ни к чему. Вывод - Гонтмахер знал  реальные выловы «ВРР» и должен был понимать, что они превышают выделенные квоты. Более того, он лично управлял промысловой деятельностью флота «ВРР».

 

Правда, Аркадий Александрович может утверждать, что данные, обнаруженные в его ноутбуке, ему подбросили враги. Но против собственных слов ему трудно возразить.

 

В течение длительного времени правоохранительные органы с санкции суда слушали его телефонные переговоры. Их фрагменты, которые приведены ниже, доказывают, что он был полноправным руководителем холдинга «ВРР» и должен нести ответственность за тот ущерб, который был нанесен России флотом этой компании.

 

04.03.2007 г.

 

Гонтмахер – Борисов Борис (менеджер по флоту «ВРР»)

 

Борисов:

- …я бы командира сменил, потому что «девчонка» большая, объем там большой, а мне по ряду причин он не нравится.

Гонтмахер:

- Посади его туда, к Ване...

 

Слово «девчонка» означает транспортное судно. В этом разговоре Гонтмахер отдает управляющему флотом «ВРР» как своему подчиненному распоряжение о назначении капитана «ВРР» на транспортный рефрижератор своего партнера Ивана Михнова.

 

05.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Эмбарек  Азиз (президент «ВРР»)

 

Гонтмахер:

- Что по Ване происходит?

 

Эмбарек:

- Ваня меня задолбал конкретно. Сейчас будет стоять некоторое время.

 

Гонтмахер:

- За…л, не за…л, сейчас проблема в том, что даже те суда, которые он заявлял, он выкинул оттуда все. Даже те суда, которые были заявлены...

 

Эмбарек:

- Аркадий, ничего у него заявлено не было! Пусть он не врет, козел!..

 

Гонтмахер:

- «Смирнов» и «Начикинский»… (Суда фирм Михнова.)

 

Эмбарек:

- Я тебе еще раз говорю, если бы я не приехал на Камчатку, не свел с этим Борисом, вообще п…ц бы ему был... Когда я в тот раз уезжал с Камчатки, в предыдущий, были некие 4 машины. Приезжаю в этот раз, ко мне этот Борис подходит и говорит как бы между прочим: «У нас работают такие 6 машин». Я говорю: «Вы что, ребята, обалдели? Вы понимаете, что это чисто на страх и риск вся ситуация?». А получилось так, что уже вышли в море 2. Я их не могу оповестить, понимаешь? Не могу и не буду. Делать этот напряг не нужно никому…

В данном разговоре Гонтмахер и Эмбарек обсуждают работу крабодобывающих судов под прикрытием пограничников. Эмбарек говорит, что ему слишком поздно сообщили о выходе в море дополнительных судов («машин»), поэтому он не успел «оповестить» пограничников, и придется работать без прикрытия – «на страх и риск».

 

09.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Дарминов (вице-президент «ВРР»)

 

Гонтмахер:

- ...я тебя предупредил, еще один подписанный контракт где-то, в этот же момент я арестовываю все, что у вас есть. По векселям, по топливу, по фигу. Что будет то будет, сколько потеряю, столько потеряю. Еще один подписанный кем-то контракт, тобой, Сусловым, Азизом, мне по фигу.

 

Из этой части разговора следует вывод о том, что Гонтмахер осуществлял тотальный контроль за деятельностью  «ВРР». Он запрещал руководству «ВРР» подписывать контракты без его ведома. «ВРР» не могли самостоятельно заниматься сбытом продукции или привлекать кредиты.

 

23.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Михнов Иван (фактический владелец ряда дальневосточных компаний, основанных на базе ЗАО «Иянин Кутх»: «Морской Ворон», «Морской орел» и т. д.)

 

Михнов:

- …Я ему вчера сказал: «Возьми на себя схему, возьми на себя прикрытие. Если хочешь, я на себя возьму производство»...

 

Гонтмахер:

- Да, каждого разделим. Я даю деньги, забираю продукт. Он занимается тем, тот занимается тем. Заправляю там, не знаю, дорого, дешево. Хочешь, ты заправляйся сам себе, его я заправляю.  

Михнов:

- Это уже дело двадцатое, по заправке. Самое главное – правильно отладить производственный процесс, чтобы, если пароходы работают, чтобы они хотя бы половина нормально работали, чтобы вовремя было все завезено. Их задачи – прикрыть и вовремя вывозить...

 

Из разговора следует, что Гонтмахер хочет объединить компании Михнова и «ВРР», после чего распределить обязанности между Михновым и Эмбареком. Обсуждаются «схема» и «прикрытие».

 

23.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Варнавский

 

Варнавский:

- …в Охотском кто-нибудь работает из твоих краболовов?

 

Гонтмахер:

- Конечно.

 

Варнавский:

- Селедки нельзя будет у кого-нибудь занять? Наживку.

 

Гонтмахер:

- Наверное, можно будет. Сколько тебе надо?

 

Варнавский:

- Тонн 5 хотя бы, чтобы продержаться, 7.

 

Гонтмахер:

- Хорошо, я сегодня решу, скажу, к кому подойти… Я сейчас скажу Ване. У Вани возьму или у Азиза возьму…

 

Из разговора видно, что к Гонтмахеру обращаются как к владельцу краболовов. Также из разговора видно, что Гонтмахер распоряжался промысловым снабжением «ВРР» (наживой для краба), то есть управлял, контролировал, влиял на промысел, на производственную деятельность «ВРР».

 

23.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Пазенко Андрей (гендиректор ООО «Камчатка Логистик Центр»)

 

(Разговор идет о покупке у Пазенко судна для «ВРР»)

 

Гонтмахер:

- …смотри, я просто хотел, чтобы у нас не было… Что я все покупаю, чтобы ты понимал, для Азиза и для Вани… Вообще, чтобы ты понимал, все финансирование их идет через меня.

 

Пазенко:

- Понятно.

 

Гонтмахер:

- Все эти вопросы. Ты можешь напрямую мне звонить. Я принимаю решения в 10 раз быстрее чем они. Потому что они пока колеблются, а потом это мне вылезает в 10 раз дороже, потому что искать срочно что-то нужно.

 

Из разговора видно, что Гонтмахер контролировал переговоры Эмбарека по покупке у Пазенко судов для «ВРР», что сам принимал решения по приобретению  судов, причем быстрее чем Эмбарек. Тем самым опровергается версия защиты, что Гонтмахер являлся всего лишь покупателем продукции.

 

26.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Борисов

 

Борисов:

- …я там начал «зверьков» подтягивать, чтобы они меня подстраховали…

 

Борисов сообщил Гонтмахеру о том, что обеспечивает прикрытие судам с помощью «своих» пограничников («зверьков»).  Гонтмахер все шифрованные обозначения понимает, не переспрашивает.

 

29.03.2007 г.

 

Гонтмахер - Верховский

 

Гонтмахер: 

- Там, во Владивостоке, мне сказали, что вы продаете транспорт, «Озерск»… Сколько он берет по рыбе?

 

Верховский:

- 1,5 тысячи, там 1.450, по-моему...

 

Гонтмахер:

- 1.450, значит, по крабу возьмет 450-500,  смотря какой грузить. Это, типа, как  «Санни-Сара», «Санни-Тина»,  которые у меня, такого типа он по вместимости?

 

Эта часть разговора Гонтмахера свидетельствует о том, что он ведет переговоры о покупке судов для транспортировки краба из России, что он знает специфику транспортных судов. Транспортные суда «Санни-Тина», «Санни-Сара»  называет своими.

 

Для справки. Судно «Санни-Сара» под камбоджийским флагом задержали в 2007 году в российских водах. На борту отсутствовало разрешение на промысловую деятельность. На судне было обнаружено 160 тонн свежемороженой сельди, которая используется как нажива для добычи краба.

 

Гонтмахер:

- …я торговаться не буду, потому что у меня накрылся один большой перегрузчик, а с тремя не успеваю работать. Тем более сейчас еще начнется опилио. Я сейчас скупаю активно перегрузчики, потому что другого выхода нет. Я сейчас активно еще скупаю, я еще пару перегрузчиков покупаю…

 

Из слов Гонтмахера понятно, что у него крупный рыбопромысловый бизнес в России, что ему нужны дополнительные перегрузчики, поскольку имеющиеся не справляются с таким количеством произведенной продукции.

 

Фразой: «…у меня накрылся один большой перегрузчик», - Гонтмахер, по всей видимости, подразумевал задержание «Санни-Сара».

(Фрагменты «прослушки» были приведены в обвинительном заключении по делу «ВРР».)

 

В интервью «Форбсу» Гонтмахер сказал: «Я на суде сам признал, что это мои переговоры, и все эти записи были прослушаны присяжными, все без исключения. Это обычные коммерческие переговоры…».

 

Как видите, Гонтмахер не отрицает, что это его голос. Что касается содержания, то даже людям далеким от крабового бизнеса должно быть очевидным, что это не «обычные переговоры», а фактически признание своей вины. Каких же доказательств не хватило присяжным?

 

Кирилл МАРЕНИН

 

P.S. Подробнее познакомиться с упомянутыми материалами можно на сайте автора: www.stopcrabmafia.com.

 

 

В сентябре 2007 года в Москве были задержаны президент американской компании «Global Fishing Inc» гражданин США Аркадий Гонтмахер и его российские партнеры из ЗАО «Восточные рыбные ресурсы»: президент Азиз Эмбарек и главный бухгалтер Александр Суслов. Им было предъявлено три обвинения: руководство преступным сообществом, разработка естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономзоны России без разрешения, а также отмывание денежных средств, полученных преступным путем.

Следствие шло около 2 лет. Весной 2010-го уголовное дело, которое насчитывало 270 томов, было передано в Камчатский краевой суд. 16 декабря того же года суд в лице присяжных оправдал обвиняемых.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.