В Петропавловске-Камчатском 15:06, 03 Марта, среда
ночью -7°C
днем 2°C
ветер 10,6 м/с
Завтра 04 Марта
-11 ... -5°C
ветер 9,7 м/с

Сивучи на углях, или Волны и откаты у причала на Моховой

СивучиПридать статус особо охраняемой природной территории участку  на бывших причалах Моховского рыбокомбината в Петропавловске-Камчатском – об этом просят губернатора Камчатского края экологи-общественники из организации «КамЧа» при поддержке сотен жителей краевого центра. Уже более 30 лет здесь находится сезонная залежка редких морских млекопитающих – сивучей (морских львов Стеллера), занесенных в Красную книгу России и в Красную книгу Камчатки. Когда в городской черте  исчезающие животные устраивают свое лежбище - это уникальное природное явление мирового уровня.

Возможно, сивучи бы и дальше спокойно гостевали на облюбованном причале, не нуждаясь в особой охране государства, не будь у них двуногих конкурентов, отравляющих им беззаботное существование. Вот уже 2 года на этой территории, расположенной  между двумя действующими рыбокомбинатами, предприятиями пищевой промышленности ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод» и ООО «Аквафиш», в нескольких десятках метров от лежбища сивучей и менее чем в 500 метрах от жилых домов устроен угольный терминал. ООО рыболовецкая фирма «Алаид» на неприспособленном для этих целей причале занимается перегрузкой и складированием угля - опасного груза. Данная компания уже была оштрафована за нарушение природоохранного законодательства в 2014 году, но воз, то есть уголь, и ныне там.

 

Не сходятся в показаниях

«Выгрузка угля происходит на причале, который находится в полуразрушенном состоянии, - подчеркивал  в своем недавнем обращении в органы прокуратуры гендиректор ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод» А. Супрунов. - Целевое назначение данного земельного участка – «эксплуатация здания рыбоконсервного цеха, блока цехов, складирование транзитных грузов, здания бытовых помещений» и т.п. Данный вопрос очень актуален для всех находящихся вокруг пищевых предприятий и жилых домов, так как организован настоящий угольный терминал на открытом, не обустроенном для этих целей причале. Количество подвозимого и выгружаемого угля увеличивается, частота подхода судов и выгрузки угля, а соответственно – пыления, становится все больше, все дома и предприятия страдают от регулярно наносимой ветром угольной пыли. Обращения жителей ближайших домов, поданные в муниципалитет, остались без ответа». 

Подобных обращений и от пищевиков, и от экологов, и от жителей близлежащих домов в различных надзорных органах скопилось огромное количество. Ответы на них порой ставят в тупик. Однако обо всем по порядку. 

Так неужели некие «пираты» в 21-м веке, в городской черте, под носом сразу многих государственных надзорных и контролирующих органов, а также у муниципалитета, могут самовольно распоряжаться земельным объектом, работая с опасными грузами? Невероятно, однако очень похоже на правду.

акция в защиту сивучейТерриторией причала ООО «РФ «Алаид» пользуется не просто так, а по договору аренды с департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Как и отмечалось в обращении директора РКЗ, для обустройства угольного терминала эта территория не предназначена. Из ответа руководителя департамента А. Рубанченко   следовало, что «в адрес ООО «РФ «Алаид» направлено предупреждение о недопущении использовать земельный участок с нарушением условий договора аренды». Только и всего-то...

Как вообще получилось, что работа с опасным грузом ведется на данной территории? Лицензию на эту деятельность от 27 декабря 2013 года ООО «РФ «Алаид» выдало Дальневосточное управление Госморнадзора. И это - лицензия на «погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морском порту Петропавловск-Камчатский». Но вот что выясняется из ответа Дальневосточной транспортной прокуратуры в адрес гендиректора ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод»: «Указанный сухопогрузочный причал не входит в границы порта Петропавловск-Камчатский, утвержденные распоряжением правительства РФ от 19.05.2010 года».

Если эксплуатируемый причал не входит в границы порта, логично предположить, что лицензия выдана незаконно? Но в следующем абзаце транспортная прокуратура приходит к неожиданному выводу: «Лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам не требуется, поскольку ООО «РФ «Алаид» указанную деятельность осуществляет за пределами морского порта».

Конечно, удивительно, что работа с вредными пылящими веществами рядом с предприятиями пищепрома, жилыми домами и «краснокнижными» животными прокуратурой признается законной и даже не требующей лицензирования. Ведь это совершенно другой, куда более низкий уровень ответственности за саму деятельность и ее последствия.

Не менее удивляет и то, что государственные надзорные органы до сих пор не сходятся в своих показаниях. По словам Андрея Климовича, заместителя начальника Камчатского линейного управления Госморнадзора, злополучный причал «находится в границах порта». Выходит, что для транспортной прокуратуры и Госморнадзора границы эти  имеют разные очертания. Поэтому можно не удивляться, если для ООО «РФ «Алаид» они вообще какие-то свои, как и законы, по которым эта фирма работает.

Чиновник линейного управления также подчеркнул: «Лицензию фирме «Алаид» выдавало управление во Владивостоке. Мы здесь провели осмотр причала, причал признан годным, документ организации в порядке». Добавим, что подготовка пакета документов для выдачи лицензии ООО «РФ «Алаид» велась под руководством начальника Камчатского линейного управления Горморнадзора Игоря Гаранжи, который в данное время находится в отпуске.

И вот очередная незадача – и с границами, и с пригодностью причала для эксплуатации. Капитан порта Анатолий Иванов знает о границах вверенной ему территории как никто другой. «Земельный участок данного причала, то есть территория, не входит в границы порта, – ответил он, - да и само состояние причала позволяет усомниться в возможности его эксплуатировать, работая с опасными грузами».

 

Кто поставит точку?

СивучиНе исключено, что совсем скоро будет поставлена точка (или как минимум многоточие) в этой достаточно долгой и темной истории.   Дело в том, что срок действия свидетельства о годности гидротехнического сооружения, которое выдает Дальневосточный НИИ морского транспорта, истекает. До 1 декабря сего года свидетельство может быть пролонгировано либо действие его прекратится. Как уверены специалисты, учитывая состояние причала и условия работы с опасным грузом, продления, скорее всего, не произойдет.

Однако делать окончательные выводы пока рано. Ведь сколько слабых мест в законодательстве уже удалось обойти фирме, получившей лицензию на эксплуатацию малопригодного причала, в течение 2 лет спокойно нарушающей условия договора аренды, подсчитать трудно.  Кстати, в условиях эксплуатации значилось и проведение ремонтных работ на причале. Даже визуальный осмотр этого гидротехнического сооружения показывает, что требовались серьезные вложения, на уровне капитальных. Однако почти ничего не было сделано. Даже не отпилена арматура, о которую сивучи постоянно травмируются.

Эта ситуация ставит под угрозу интересы края. Если деятельность ведется в разрезе с законом, и произойдет сбой, интересы региона могут серьезно пострадать. Тем более что дело касается освоения бюджетных средств и энергетической безопасности Камчатского края.

И вопросы безопасности эксплуатации, и нормы безопасности труда работников, и вопросы экологической безопасности в случае с причалом на Моховой туго затянуты в один клубок, который с разных сторон берутся распутать то одни, то другие. Но являющиеся с проверками надзорные органы волшебным образом раз от раза никаких нарушений, за редкими исключениями, в упор не видят.

Тем временем в начале ноября экологи  провели ряд пикетов в защиту редких морских млекопитающих. В администрацию города были направлены очередные обращения с требованием провести проверку соответствия  целевому назначению участка деятельности арендатора и, в случае выявления нарушений, расторгнуть договор аренды. Но ни о каких решительных действиях в ответ на беспокойство общественности не слышно.

Поэтому вопрос предлагается решить кардинально: губернатора экологи  просят дать поручение министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края разработать документацию о прекращении на данной территории хозяйственной деятельности, не связанной с рыбной промышленностью, а также о придании данному  участку статуса особо охраняемой природной территории.  В ситуации, когда множество государственных органов не могут или не хотят решить вполне конкретную проблему, остается ждать решительных действий от краевой власти.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

2409

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых