Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек

13:10
1519

В один из первых весенних дней журналисты «Камчатского края» встретились с необычным жителем полуострова – потомственным мастером резьбы по дереву и кости, изготовителем бубнов и участником группы сопровождения фестиваля «Берингия-2022» Андреем Адукановым. Особенность фестиваля 2022 года в том, что его программа расширена этнокультурным блоком «Берингия: лицом к лицу с Севером», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

А наш герой необычен ещё и тем, что, как признаётся сам, внутренний двигатель его творчества и энергии – любопытство. Именно этот неослабевающий интерес ко всему происходящему вокруг заставляет мастера постоянно двигаться вперёд.

Разговор начался с темы, ранее не затрагивающейся: каково это, быть в сопровождении каюров?

В КОМАНДЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ

– Вообще-то я всегда ходил в сопровождении, – признаётся Андрей Константинович, – хотя дело это такое же трудное и тяжёлое, как и у каюра. Во-первых, перед стартом нужно собрать все необходимые принадлежности, от спальников и котлов до питания и собачьей еды, загрузить всё в нарту, перегнать упряжки. Это очень большой и ответственный труд.

В сопровождении работает целая команда: кто-то пробивает дорогу, кто-то делает пометки, чтобы каюры не заблудились в тундре, другие везут движки и палатки для того, чтобы можно было переночевать. Также передвигается и кухня. Задача сопровождения – обогнать всю гонку, и на условном месте остановки всё обустроить. Надо быстренько добыть и напилить дрова, для того чтобы повара начали варить обед для каюров и еду для собак. Кстати, собакам – в первую очередь, так как они тратят в гонке очень много энергии, которую необходимо восстановить. Как раз к приходу упряжек еда должна успеть остыть, чтобы собаки не обожглись.

– То есть, вы знаете всю трассу, также её проходите, но ещё и выполняете всю работу по административно-хозяйственной части?

– Да, от грамотного и ответственного сопровождения в немалой степени зависит успех гонки.

– Случались на гонках необычные приключения?

– Каждый раз такие истории случаются. Например, не раз попадали в сильные пурги, когда приходилось рыть себе ямы в снегу, накрывались пологом и в этих ямах и оставались на ночь – это, конечно, экстремальная ночёвка. А утром собираемся: одна группа на перевале, другая – внизу. Пока всех соберёшь, пересчитаешь, только потом едешь дальше. Тяжело! В последний раз, когда шли до Усть-Камчатска, за рулём снегохода пришлось провести 27 часов без сна! Это была заключительная часть гонки, каюры на собаках нас уже обогнали, а мы всё штурмовали перевалы. Это было такое испытание! Думал, всё, больше не пойду на гонку. А потом подходит время, и думаешь иначе: надо идти!

СКУЛЬПТУРНЫЙ ЭПОС

– Вы очень разносторонний человек: художник, резчик по дереву, ремесленник по металлу. Как вам всё удаётся?

– Да, это моё любимое занятие. Последняя моя выставка была на фестивале косторезов мира в Магадане, где я принимал участие. Там собираются действительно сильнейшие косторезы из разных стран. Мне повезло познакомиться со многими мастерами, дружим уже давно, поддерживаем друг друга, заходим в соцсети, смотрим новые работы. И мои работы можно там посмотреть (например, в инстаграме).

– А можно ваши работы приобрести?

– Обычно я свои работы не продаю, за редким исключением. В основном делаю их для нашего музея, на заказ. И миниатюры, и более крупные скульптуры. Пусть люди приходят и смотрят!

– Вас знают и уважают многие гости нашего полуострова и жители Петропавловска-Камчатского, ваши работы известны и за его пределами. Где ещё их можно увидеть?

– Этим летом я делал парковые скульптуры на смотровой площадке в селе Ключи, в этом году также буду делать смотровую площадку в селе Тымлат.

– Какая самая большая, объёмная ваша работа?

– В музее рыб и рыбоедов в Елизове стоит моя парковая скульптура длиной около 6 метров и высотой около 4 метров, её сюжет – из нашего камчатского эпоса, когда Кутх (это самая большая фигура) катается на упряжке лососей. По легенде, сначала Кутх покатался на лососях, а потом одного из них, самого любимого, превратил в Камчатку.

ДВИГАТЕЛЬ – ВДОХНОВЕНИЕ

На фестивале «Берингия» главный двигатель – собачьи упряжки. Но чтобы они могли двигаться быстро и везти и людей, и груз, необходима традиционная камчатская нарта. Секретами её изготовления Андрей Константинович, как оказалось, тоже владеет в совершенстве.

В его мастерской – настоящая камчатская нарта, в которую хоть сейчас запрягай собак и отправляйся в путешествие. Но только детский вариант.

– Расскажите, как устроена нарта, что здесь и для чего?

– Я сам собираю различные нарты – и оленьи, и собачьи. Самое главное – обратите внимание – здесь нет ни единого гвоздя, всё – на стяжках. Раньше это была сыромятная кожа, которая нарезалась из шкур животных. Сейчас более современные верёвки, но принцип остался таким же. Почему? Если крепления нарты сделать, допустим, на шурупах или болтах, то буквально через несколько километров вся конструкция развалится. Потому что само покрытие дороги, по которой бегут собаки, неровное, и на всех бугорках и впадинках нарта прогибается. Жёсткие сочленения на первой же кочке начнут ломаться. А когда части нарты стянуты, они как живые, преодолевают все препятствия, амортизируя стяжкой. Так предки сделали столетия назад, и по сей день это работает.

– Из какого дерева их делают, и сколько времени требуется для изготовления одной нарты?

– Обычно это каменная берёза, она очень эластичная, несмотря на твёрдость. Сломать каменную берёзу, в отличие от белой обыкновенной, – большая проблема. Даже при большой нагрузке на излом она будет расщепляться, но держаться. Поэтому все нарты делали издревле только из каменной берёзы, и обязательно зимой.

– То есть поговорка «Готовь сани летом» в данном случае не актуальна?

– Да, готовится нарта только зимой. Это сейчас существуют технологии, когда дерево запаривают и гнут, как надо. А тогда все заготовки делались из живого дерева на улице, на морозе. Обтёсывался ствол топором и ножом, сначала заготовки делали прямыми, затем заносились в юрту и нагревались над костром. И тогда дерево становилось податливым, могло принять нужную форму: загибали его, как надо. Впереди, например, округлый баран – так называют загнутую переднюю часть нарты, напоминающую бампер автомобиля, чтобы собаки при беге не поранились. А сами полозья смазывались на морозе мокрым кусочком шкуры, чтобы на их поверхности образовалась ледяная плёнка для лучшего скольжения.

– Сколько же времени занимает вся работа по созданию традиционной нарты?

– В принципе, самое долгое – это изготовление всех необходимых запчастей, а потом всё стягивается и собирается, как конструктор, сама сборка недолгая. За неделю, если всё под рукой, и дерево, и инструменты, сделать нарту вполне реально.

– Про вас говорят, что вы можете сделать произведение искусства из всего: из дерева, кости, рога и даже металла. Что вас вдохновляет?

– Да просто у меня интерес ко всему необычному. А вдохновляет – любопытство. И азарт: смогу ли я это сделать? Любопытные люди как раз и открыли все материки и острова, задаваясь вопросом: что скрывается там, за горизонтом? Вот это любопытство и есть мой двигатель в творчестве и жизни.

КСТАТИ

В ноябре 2021 года фестиваль «Косторезное искусство народов мира» проходил в Магадане. На экспозиции было выставлено большое количество уникальных работ мастеров из Финляндии, Казахстана, Китая, Белоруссии, Украины, Якутии, Ямала, Сибири, с Чукотки, Камчатки и Колымы.

От Камчатского края в мероприятии принял участие известный мастер Андрей Адуканов из Быстринского района. Андрей Константинович – самобытный художник, в основе его творчества лежит традиционная северная тематика. Мастер занимается резьбой по кости (рога оленей и лосей, моржовый клык, зубы кашалота, челюсти кита, бивни мамонта), дереву, изготовлением бубнов. Наряду с использованием известных традиционных материалов он возрождает забытое умение коряков работать с железом.

А бубны, изготовленные Андреем Адукановым, звучат в ансамблях Камчатки, Якутии, Сахалина, Амурской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Чукотки. Созданные им тотемные скульптурные композиции из дерева украшают этнографические стойбища Быстринского, Елизовского и других районов полуострова.

Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек 0Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек 1Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек 2Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек 3Андрей АДУКАНОВ: Любопытный человек 4

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.