Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Невыдуманный детектив

23:25
9635

На доске почета…

Карьера майора полиции Алексея Кравченко складывалась успешно. Руководство управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю с уважением относилось к старшему оперуполномоченному по особо важным делам. Портрет Кравченко горделиво взирал на сослуживцев с доски почета. Во время отсутствия начальников оперативных подразделений майора полиции назначали исполняющим их обязанности. При этом Кравченко давали понять, что недалек тот день, когда кресло начальника отдела он займет уже на постоянной основе.

На оперативных совещаниях фамилия майора полиции звучала среди сотрудников, имевших высокую результативность. Причинами оперативных удач Алексей Кравченко с руководством и сослуживцами делиться не спешил. Не отличаясь особой общительностью, на вопрос, как ему удалось выйти на очередного распространителя наркотиков или на притон, майор смущенно пожимал плечами, дескать, просто повезло.

Секрет оперативной удачливости майора Кравченко выяснится зимой 2014 года, после того как в отношении борца с наркопреступностью сотрудники следственного комитета возбудят уголовное дело. Как окажется, высокую раскрываемость старшему оперуполномоченному по мере сил обеспечивал его друг, предприниматель с незаконченным средним образованием и судимостями за кражу, Александр Стаханов. Он трудился столь же ударно, как и его знаменитый однофамилец, но только не уголь на-гора выдавал, а производил и распространял наркотики.

Александр Стаханов, как предполагают органы дознания, расчищая пространство для собственного криминального бизнеса, «сдавал» майору полиции мелких конкурентов, с задержаниями которых старший опер не тянул.

Начало совместному криминальному бизнесу, как уверяют оба фигуранта уголовного дела, положил разговор во время семейного отдыха предпринимателя и полицейского на горячих источниках вблизи поселка Малка летом 2012 года. Причем инициативу формирования преступной группы подельники уступают друг другу…

Известно, что рекрутировать новых членов криминальной группы Стаханову помогал Кравченко, который в силу должностных обязанностей знал некоторых жителей Петропавловска, занимавшихся распространением наркотиков, но по разным причинам остававшихся на свободе.

Первым в списке рекрутов стал некий Владимир Колесников. Распространением наркотиков он занимался давно и с размахом, а потому попал в поле зрения Кравченко. Последнего он познакомил со Стахановым. Так началась практическая деятельность свежесформированной группы наркодилеров. Масштабность преступных планов требовала новых криминальных рук. Выбор Кравченко пал на Екатерину Мельникову, также причастную к распространению наркотиков. С молодой женщиной Стаханов решил встретиться сам.

Рандеву, состоявшееся 21 февраля 2013 года, проходило в условиях жесткой конспирации за тонированными стеклами принадлежащего Стаханову внедорожника. Уговаривать Мельникову долго не пришлось: расставаться с преступным бизнесом и доходами от него Екатерине Олеговне не хотелось. А Стаханов ко всему прочему обещал еще и покровительство оперативного сотрудника наркоконтроля.

Обычно связь с сотрудниками правоохранительных органов является тайной для рядовых членов преступных групп. Контакты с «кротом», как правило, поддерживают только руководители криминальных сообществ. Да и сами «оборотни» ни с кем другим на связь не идут. В нашей истории все обстояло иначе.

О «покровителе» из наркоконтроля в группе Стаханова знали все. Стало известно о Кравченко и наркоману с 20-летним стажем Олегу Толоконникову. Кстати, до суда он не доживет. Не случайно же говорят, что все наркоманы бросают дурь, а некоторым это удается даже при жизни. Толоконников, скончавшийся 28 октября 2015 года, при жизни наркотики бросить не смог… Он пополнил группу Стаханова, освободившись в марте 2013 года из мест лишения свободы. И ему тут же рассказали о «покровителе».

Беспечность Кравченко поражает. Похоже, майор полиции имел крайне невысокое мнение об оперативной состоятельности коллег.


В составе банды наркодилеров…

Руководство управления ФСКН по Камчатскому краю, службу безопасности ведомства должен был насторожить факт дружбы оперативного сотрудника с человеком, имевшим в прошлом судимость, а в настоящем – сомнительную репутацию. Но не насторожил.

Кто-то может возразить мне, что человек имеет право выбирать, с кем ему дружить. Согласен. Вот только служба в правоохранительных органах налагает на гражданина определенные ограничения, обязывает его к соблюдению правил профессиональной этики, которые он принимает, добровольно приходя в МВД, ФСБ, прокуратуру, следственный комитет... Дружба правоохранителя с человеком из криминального мира относится к разряду конфликта интересов, который является основанием для отставки любого госслужащего.

Обрати внимание руководство управления ФСКН на сомнительные связи своего сотрудника – и, возможно, не смогла бы преступная группа в течение года безнаказанно в громадных объемах распространять запрещенные к обороту курительные смеси и синтетические наркотики, лишая здоровья людей и калеча их судьбы.

Кравченко оставался настолько уверен в своей безнаказанности, что назначал встречи подельникам в кафе ТЦ «Детский мир», расположенного напротив здания ФСКН. Здесь же майор полиции, не боясь внимания коллег, принимал деньги за преступную деятельность. Но не дремали другие правоохранительные органы. Впрочем, об этом чуть ниже…

На следующий день после встречи с Мельниковой Стаханов попросил Колесникова зарегистрировать женщину на сайте в интернете, на котором преступная группа заказывала курительные смеси и синтетические наркотики. Мельникова приступила к криминальной деятельности.

Самому Колесникову активным членом преступной группы Стаханова стать не довелось. В мае 2013 года он получил посылку с курительными смесями. При их распространении его и задержали сотрудники ФСКН.

У меня есть основания подозревать, что к устранению Колесникова как конкурента могли иметь отношение Стаханов и Кравченко. Задержание Колесникова по времени совпадает с началом активной торговли наркотиками группой Стаханова, и это подталкивает к определенным выводам. К новой преступной группе перешли все криминальные связи изолированного «коллеги». Можно и дальше строить предположения и догадки, однако достоверно известно только одно: в апреле-мае 2013 года в Петропавловске появилась одна из крупнейших за всю историю Камчатки банда наркодилеров.

Благодаря покровительству Кравченко криминальная схема, выстроенная Стахановым, при очевидной уязвимости некоторое время работала успешно. Мельникова через «Скайп» заказывала на сайте в интернете посылки с аналогами наркотиков. Получив через подставных лиц почтовые отправления, Екатерина Олеговна покупала в аптеках растительные компоненты, необходимые для производства конечного продукта, который на сленге его потребителей именуется «интернет».

В квартире, арендованной на проспекте 50 лет Октября, криминальное трио развернуло подпольную «лабораторию». Затем ее перенесут на улицу Атласова. В «лаборатории», подвергнув компоненты химическим реакциям и термической обработке, дельцы получали конечный «интернет». Его распространением через знакомых наркоманов Стаханов, Толоконников и Мельникова занимались совместно.

Следствие выявит и направит на скамью подсудимых шесть человек, которым преступная группа сбывала «интернет». Скорее всего, их насчитывалось больше. Но кто же захочет брать на себя дополнительный криминальный эпизод?

После того как Кравченко в декабре 2013 года сообщит Стаханову, что в ФСКН появилась информация о причастности Мельниковой к распространению наркотиков, даму к реализации конечного продукта привлекать перестанут.

Без активной помощи Кравченко деятельность преступной группы могла прекратиться еще в мае 2013 года. Одна из посылок, которую заказала через интернет Мельникова, оказалась на контроле сотрудников ФСКН, на которых «крот» повлиять не мог. Но Кравченко сообщил Стаханову, что человека, получившего почтовое отправление, задержат. В результате сотрудники ФСКН напрасно прождали получателя посылки. Она осталась невостребованной. Не удалось выйти и на отправителя – обратный адрес в таких случаях указывается вымышленный.

В дальнейшем Кравченко все посылки, которые заказывала Мельникова, проверял на предмет контроля со стороны коллег. Следствие сумеет доказать получение преступной группой Стаханова восьми почтовых отправлений с аналогами наркотиков. Как мне кажется, их могло быть и больше. К такому выводу подталкивает размах деятельности фирмы по изготовлению и распространению отравы и масштаб расходов преступников. Деньги, и очень немалые, требовались для заказа аналогов наркотика, для аренды квартир, для покрытия других расходов на криминальную деятельность. Требовались средства и на красивую жизнь, наконец – на оплату преступных услуг майора полиции.

Поначалу аппетиты старшего оперуполномоченного оставались скромными. Как уверяют Стаханов, Мельникова и Толоконников, некоторое время Кравченко довольствовался небольшими подарками. Колесников еще до ареста презентовал сотруднику ФСКН письменный прибор. От Стаханова Кравченко получил недорогой телевизор, сотовый телефон Samsung Galaxy. Не погнушался майор полиции и получением грошового блендера.

Но с июля 2013 года Кравченко, по словам Стаханова, потребовал платить ему не менее 50 тысяч рублей еженедельно. Немного, если учесть, что доходы преступной группы ближе к бесславному закату их деятельности превысили 2 миллиона рублей в неделю. Как видим, было из чего отчислять Кравченко за покровительство. Сам бывший опер оплату своих трудов неправедных отрицает.

Стаханов и Мельникова уверяют, что дополнительно к оговоренным суммам они передали Кравченко 100 тысяч рублей для погашения кредита, взятого майором полиции. На подпольную фирму легло бремя оплаты проживания на съемных квартирах знакомой старшего оперуполномоченного, приехавшей в Петропавловск-Камчатский из Благовещенска. Эти расходы за четыре месяца составили 115 тысяч рублей.

Знакомая дама Кравченко к деятельности преступной группы прямого отношения не имеет, а потому нет необходимости уточнять цель ее затянувшегося визита на Камчатку.


В тюремной камере

Словом, в незначительную сумму оценил свои честь и судьбу бывший майор полиции Кравченко. Наркодилеры роптали, но платили ему исправно. По их мнению, «услуги» опера того не стоили. Впрочем, они ошибались: уберечь их от тюрьмы Кравченко старался серьезно и тюремный срок он в конечном итоге получит самый большой.

Майор полиции, как уже знает читатель, обеспечивал безопасность членов криминальной группы при получении посылок с аналогами наркотиков, информировал о проведении наркоконтролем секретных оперативно-разыскных мероприятий. Он подробно консультировал Стаханова, Толоконникова и Мельникову по вопросам соблюдения конспирации. Кравченко неоднократно предупреждал подельников, чтобы они тщательно скрывали внезапно настигшее их богатство.

Сам майор полиции, по словам сослуживцев, в тратах был не просто скромен, а скуп. На четвертом десятке лет жизни он так и не обзавелся машиной, мог пару лет носить одни и те же джинсы, произведенные в Поднебесной, но вот в преступной деятельности опер по особо важным делам скромности не ведал. Кравченко дезавуировал оперативную информацию, поступавшую ему и его коллегам о преступлениях Стаханова.

В июне 2013 года Кравченко сообщил своему другу, что житель Петропавловска А. рассказал ему о противозаконной деятельности Стаханова. Старший оперуполномоченный не только поделился этой информацией с подельником, но и велел последнему встретиться с А. и посоветовать тому «не болтать лишнего».

В августе того же года оперативный сотрудник ФСКН Ч. получил информацию о том, что Стаханов занимается производством и распространением наркотиков. Офицер полиции составил справку на имя Кравченко, который на тот момент исполнял обязанности начальника отдела. Майор, ознакомившись с документом, сообщил коллеге, что не верит в причастность Стаханова к серьезному преступлению. Дескать, вся негативная информация о нем – месть недоброжелателей успешному бизнесмену. Справку Ч. вернули без комментариев. Контора по производству отравы продолжала работать…

Уверенное финансовое положение криминальной фирмы позволяло Стаханову презентовать некоторым знакомым изрядные партии «интернета». Одну из них весом около 42 граммов, стоимость которой по розничным тарифам черного рынка составляла 90–110 тысяч рублей, главный солист криминального трио «оставил» в «Лексусе» широко известного в определенных камчатских кругах Усмана Усманова. Последний к моменту задержания по данному уголовному делу уже имел две судимости. В первый раз его приговорили к пяти годам лишения свободы за похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия. Второй срок Усманов отбывал за незаконное приобретение наркотиков. В третий раз ему пришлось отправиться в колонию за аналогичное преступление.

Задержание Усманова по законам логики должно было остановить группу Стаханова, но криминальное трио, уверовав в свою безнаказанность, продолжило наращивать производство наркотиков. Позднее, в феврале 2014 года, когда задержанные подельники, стараясь заработать снисхождения суда, торопливо начнут давать показания, они назовут места расположения тайников. Вес наркотиков, хранившихся в них, исчислялся килограммами.

Однако материалы следствия зафиксировали случай, когда на членов преступной группы снизошло просветление. Мельникова, узнав от Кравченко, что ее персоной заинтересовались в ФСКН, решила оставить криминальный промысел. Глядя на ее метания, задумались и другие члены преступной троицы. Всех вернул на круги своя Кравченко. Майор полиции, собрав подельников, без лишних церемоний предупредил, чтобы они не вздумали разбегаться. В противном случае их поодиночке вычислит ФСКН. Свой короткий, но эмоциональный монолог он завершил не то угрозой, не то напоминанием: «Не вздумайте спрыгнуть с этой темы!»

К этому моменту преступной группе осталось существовать считанные дни. Еще ранней осенью о ее деятельности стало известно сотрудникам управления ФСБ России по Камчатскому краю. На первый взгляд дело не представляло того уровня общественной опасности, которым занимаются сотрудники ФСБ, но чекисты решили выяснить, почему при таких громадных масштабах распространения отравы наглая и напористая банда наркодилеров оказалась вне зоны внимания ФСКН. Так и оказался в поле зрения оперативников УФСБ России по Камчатскому краю майор полиции Алексей Кравченко.

Камчатские чекисты пришли к необходимости создания совместной группы с сотрудниками следственного комитета и МВД, а затем развернули масштабные оперативно-разыскные мероприятия, получив соответствующие разрешения суда.

Стаханов, Кравченко и их подельники даже в кошмарном сне не могли представить, что с определенного времени за их преступной деятельностью внимательно следят чекисты, сотрудники уголовного розыска и следственного комитета. На завершающем этапе операции приняли решение посвятить в ее ход и руководство управления ФСКН по Камчатскому краю. Там информацию приняли, но отреагировали своеобразно. Вызвав на беседу Кравченко, поставили перед ним дилемму: либо он задерживает с поличным Стаханова, либо уголовное дело возбуждается в отношении его самого.

Но к тому времени улик против всех членов преступной группы собрали уже достаточно, начались задержания. Черед Кравченко пришел 10 февраля.

Оперативная группа ФСБ для его задержания прибыла в управление ФСКН. Кравченко на месте не застали. По «настоятельной просьбе» чекистов его разыскали. Правда, в здание родного управления Кравченко попал не через парадный подъезд, на котором красуется пронзенная мечом коварная змея наркомании, а путями окольными. Через подземный гараж майора полиции провели в кабинет заместителя начальника УФСКН по Камчатскому краю, отвечающего за оперативную работу. Покинул его Кравченко после того, как написал рапорт об увольнении из органов наркоконтроля. Таким образом в ведомстве старались стереть пятна с замаранного мундира.

При встрече с оперативниками ФСБ Кравченко ничем волнения не выдал. После того как на его запястьях защелкнули наручники, с кривой усмешкой произнес: «Ничего вы не докажете, я на десять ходов свои действия продумывал». Бывший майор полиции Кравченко в очередной раз ошибся…

Суд состоялся в марте 2016 года. Кравченко ближайшие девять лет придется провести в колонии строгого режима. Стаханов и Усманов также в колонии строго режима останутся на восемь лет и на три с половиной года соответственно. Мельниковой назначено наказание в виде лишения свободы на четыре года в колонии общего режима. Осуждены и те, кому группа Стаханова продавала наркотики. Преступники воспользовались правом апелляции.


Владимир СЛАБУКА

Невыдуманный детектив 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.