25 Мая, среда
Облачно
ночью 1°C
днем 10°C
ветер 4.2 м/с
Завтра, 26 Мая
Пасмурно с небольшим дождем
2 ... 5°C
ветер 3.1 м/с

​Техосмотр: гайки раскручивают… и закручивают

12:25
904

Сергей СЕМЕНОВ

С тех пор, как 22 августа текущего года в России отменили обязательный техосмотр для получения ОСАГО, многие водители восприняли это как вовсе необязательную процедуру. Однако все не так просто. Разбираемся по порядку.

Действительно, отсутствие необходимости получать диагностическую карту для «автогражданки» убрало раздражающий ограничитель доступности полиса ОСАГО. Ведь прохождение техосмотра было целым квестом, который состоял из неудобств, технических сбоев в системе ЕАИСТО и длинных очередей. А водители, запоздавшие с прохождением ТО, были вынуждены ездить с просроченным ОСАГО.

Если говорить о главном – исправных автомобилях на дорогах, то наличие техосмотра в большинстве случаев сегодня никак не связано с надлежащей проверкой легковых автомобилей. Сама процедура воспринималась и воспринимается автовладельцами как бесполезный пропуск для покупки полиса ОСАГО. На станции проверят исправность фар и поворотников, наличие аптечки и аварийного знака, и за это удовольствие придется заплатить около тысячи рублей. Поэтому многие водители умудрялись получать диагностическую карту без заезда на станцию или вообще онлайн. И широкое распространение получила практика, когда фирмы, законно продающие полисы ОСАГО, автоматически вместе с «автогражданкой» выдавали автовладельцу и заветную карту.

А самое важное, что по статистике доля аварий, произошедших из-за технической неисправности автомобиля в России составляет менее 0,1 процента.

Августовское послабление при этом затронуло исключительно личный легковой автотранспорт. Весь коммерческий и пассажирский транспорт по-прежнему подвергается техническому осмотру. Другой вопрос – насколько щепетильно это делается, ведь коптящие дизелем автобусы для дорог Петропавловска-Камчатского – явление, с которым участники движения сталкиваются ежедневно. И это лишь то очевидное, что явно бросается в глаза. Как прокомментировали в ГИБДД краевого центра, в момент техосмотра эти машины, скорее всего, были вполне исправны. А затем нарушителей автоинспекция выявляет в ходе спецрейдов либо повседневного патрулирования.

Поблажка для меньшинства

А тем временем подоспели новости: техосмотр может стать вовсе необязательным для физических лиц уже до конца нынешнего года. Соответствующий законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в середине сентября. Нововведение поддержали в профильных ведомствах и Правительстве. Важное исключение планируют сделать только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет при их постановке на учет, а также при внесении изменений в конструкцию или замене основных компонентов. Фактически это означает, что на Камчатке около 90 процентов машин по-прежнему будут обязаны проходить техосмотр, хоть и без привязки к получению полиса ОСАГО.

Кроме того, МВД и Минтранс подготовили законопроекты и предложения, которые заметно упрощают саму процедуру технического осмотра за счет сокращения параметров для проверки. Все они сейчас прописаны в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, и сейчас список считают чрезмерным.

Послабления от Минтранса

В действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…» список пунктов для проверки на станциях техосмотра состоит из 82 параметров. После обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом в Минтрансе предложили сократить этот перечень до 59. В ведомстве посчитали возможным сократить следующие пункты: наличие механических повреждений тормозных трубопроводов; наличие коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением (пункт 6 перечня требований); способность стеклоомывателя подавать жидкость в зоны очистки; проверка уровня шума выпускной системы транспортного средства (при этом исключается необходимость проверки с помощью шумомера, его заменят на проверку органолептическим методом); способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром; проверка комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами; наличие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств; наличие мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению; проверка дополнительных требований к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.

И от МВД: без аптечек и огнетушителей, но с трещинами

В свою очередь, в МВД представили свое видение прохождения процедуры техосмотра. Судя по протоколу совещания от 21 июля 2021 года в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина, в частности, речь шла об отказе от проверки комплектации автомобилей: медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами.

Теперь же, по данным «Коммерсанта», в МВД скорректировали параметры, от которых хотят отказаться при проведении техосмотра. В ведомстве считают возможным: не проверять комплектацию транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами; не обращать внимание на трещины ветрового стекла легковых автомобилей; не проводить проверку работоспособности замков дверей и механизмов регулировки сидений; игнорировать работоспособность системы обогрева и обдува ветрового стекла.

Что проверят обязательно

Для получения диагностической карты легковым автомобилям (категория М1) по-прежнему придется пройти проверку тормозной системы. В ходе осмотра эксперты на станции техосмотра оценят ее эффективность, а также устойчивость машины и подтеки тормозной жидкости. Наконец, специалисты проведут проверку на наличие нарушений герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе.

Также планируется не отказываться от обязательного осмотра рулевого управления. Тут эксперты в первую очередь должны будут обращать внимание на люфты и возможные самопроизвольные повороты рулевого колеса с усилителем от нейтрального положения при работающем двигателе.

Еще для прохождения техосмотра у машины должны быть полностью исправные внешние световые приборы. Поэтому процедура осмотра, как и прежде, должна будет включать в себя проверку углов регулировки и силу света фар. Плюс к этому эксперты будут обязаны проверить колеса и шины у машин. Наконец, для успешного прохождения техосмотра владельцу автомобиля придется избавиться от дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.

К чему простота?

В МВД считают перечисленные выше пункты избыточными. Там считают, что отказ от них не принесет ущерба безопасности на дорогах. По статистике ведомства, вероятность участия в ДТП легковых автомобилей с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших технический осмотр составляет 1,1 процента, мотоциклов – 0,7 процента, автобусов – 5,6 процента, грузовиков – 2,07 процента (учитывается количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием).

При этом в рамках учета ДТП технические неисправности фиксируются в качестве сопутствующих условий (в 2020 г.: +19,3 процента, 5,4 тыс.; 5 мес. 2021 г.: +3,2 процента, 1,8 тыс.), поскольку установление причинно-следственной связи требует проведения специальных экспертиз.

В МВД считают, что изменения сократят время проведения технического диагностирования легковых автомобилей. Это, в свою очередь, должно положительно повлиять на пропускную способность пунктов техосмотра. Кроме этого, предлагаемое нововведение позволит уменьшить перечень обязательного оборудования операторов технического осмотра, снизив тем самым на них финансовую нагрузку.

В Минтрансе также считают, что некоторые операции являются слишком сложными и затратными по времени, а при выполнении еще части из них – возникает риск неоднозначного толкования установленных требований. При этом в ведомстве пока никак не отреагировали на предложение МВД по расширению списка пунктов, которые следует убрать из процедуры. В Минтрансе лишь заявили, что надеются прийти к компромиссному решению, сообщает «Коммерсант».

Нужно ли будет проходить техосмотр?

Для владельцев машины, возраст которых меньше четырех лет, в обязательном порядке в пункт техосмотра приезжать больше не придется. При этом, как напомнил ранее глава Госавтоинспекции России Михаил Черников, автомобилисты сами заинтересованы в исправности своей машины. Обязанность следить за техническим состоянием автомобиля, проверять его перед выездом и обеспечить исправность машины в пути независимо от факта прохождения техосмотра прописана в ПДД.

По мнению Черникова, для тех водителей, которые пройдут техосмотр на добровольной основе, следует предусмотреть систему поощрений. Например, снизить стоимость ОСАГО и транспортный налог. Правда, эта инициатива пока только обсуждается, а некоторые страховщики, разумеется, усомнились в правильности такой идеи.

Как накажут за отсутствие техосмотра

С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2 тысячи рублей. В настоящее время автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500–800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч. 1 ст. 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Но на практике это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. Но с марта требования станут конкретнее и строже.

А насколько вероятно, что вычислять нарушителей, не имеющих диагностической карты, а заодно и полиса ОСАГО на Камчатке будут посредством видеокамер? В ГИБДД краевого центра такую вероятность пока исключили, поскольку в Москве подобные эксперименты имели полный провал.

​Техосмотр: гайки раскручивают… и закручивают 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.