Камчатка готовится принять многочисленных участников и гостей Всероссийского форума «Экосистема. Заповедный край», который пройдёт с 29 августа по 4 сентября.
Бесценным опытом обращения с первозданной природой полуострова и своим взглядом на то, как ее сберечь с гостями форума и коллегами поделятся педагоги и воспитанники Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий.
Личный пример – другим наука
«Мы учим детей прежде всего комфортно проводить время в природной среде при сохранении должного уровня безопасности, — рассказывает Антон Климов, гид и педагог Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий. — Если мы идем в дальний поход, получаем удовольствие от нетронутой природы – диких животных, прекрасного леса, величественных скал. Чтобы после нас другие люди пришли на это место и увидели первозданную природу, после себя важно не оставить никаких следов в виде мусора и надписей на скалах».
Такому бережному и логичному подходу к общению с природой учат детей в доме туризма. Удивительно, но эту методику пока только внедряют во все учебные программы.
«Мы в начале пути, но твердо по нему идем, — говорит Антон. — Мы уверены, что следование принципу «не оставляй следов» — это прежде всего признак профессионализма преподавателя и гида. Это же и основной принцип международного экологического движения: после нас природа должна остаться такой, какой была до нас».
Кстати, в ходе форума «Экосистема. Заповедный край» будет разработан учебный план по экопросвещению молодежи. После форума его хотят внедрить в общеобразовательные учреждения края и сделать уроки по экопросвещению частью школьной программы. Педагоги и воспитанники Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий — важные участники этой работы.
Впрочем, в доме туризма ребят всегда учили относиться к природе так, как это принято в цивилизованном мире. Антон Климов уверен, что лучший способ научить беречь природу — личный пример.
«В походе, на практическом занятии ты сам не мусоришь, сам не сходишь с тропы, сам правильно организуешь костер, не тревожишь и не кормишь диких животных, уважаешь другие туристские группы, — рассказывает педагог. — А воспитанники смотрят на преподавателя, принимают его действия как норму и усваивают именно такую манеру поведения».
Воспитаннику Антона Климова, Михаилу Пянсину — 15 лет, 4 года из них он занимается в доме детского и юношеского туризма. За это время его отношение к природе и путешествиям стало трепетным.
«Когда мы приходим на любое озеро, особенно близкое к городу, видим, сколько мусора оставляют после себя люди, становится больно, — делится Михаил. – Откуда в людях столько равнодушия, неужели они не считают Камчатку своим домом? У нашего инструктора Антона Владимировича мы учимся сохранять природу, беречь каждый ее уголок».
Михаил уже и сам учит правильно относиться к природе своих сверстников и младших товарищей, а порой — и взрослых.
«Убирать за кем-то молодому поколению скорее неприятно, но я всегда стараюсь убедить людей хотя бы оставлять чистоту после себя, — говорит молодой эколог. — Любовь и забота о природе – это не только о лесах и озерах, но и о городской среде. Конечно, в городе прибираются специальные службы. Но правильнее начинать с себя и не загрязнять пространство – ни асфальтированное, ни зеленое».
Возможно ли вообще не оставить после себя следов во время путешествий? Конечно же, нет. Присутствие человека в окружающей среде само по себе подразумевает ее, среды, изменение. Вопрос лишь в количестве и качестве следов, которые мы оставляем после себя. Педагог Антон Климов приводит простой пример — поход на Вачкажец. На пути к живописному месту далеко не благообразная картина: месиво из огромного количества дорог. В итоге — деградация леса и почвы, которая происходит прямо сейчас, на наших глазах. В этом печальном процессе участвуют и пешие туристы: перед ними проехали джипы, разворотили дорогу, которую пешеходы скорее всего обойдут и натопчут лишние тропы. Но влияние человека всегда можно снизить. Например, пройти по дороге. Да, придется сменить удобные кроссовки на практичные сапоги. Не самая большая жертва, когда на кону сохранение природы. Оказывается, вполне реально приготовить еду не на костре, а на газовой горелке. Ведь от костра останется выжженная земля, на которой долгое время ничего не вырастет. «Но ведь костер — это «душа» похода», - скажет кто-то. С давних времен люди грелись у огня, и всех нас на глубинном уровне тянет посидеть у открытого огня. Как же быть?
«Можно организовать небольшой символический костер, не с целью приготовления еды, — считает Антон. — Это можно сделать, подстелив фольгу и засыпав ее землей, а затем развести огонь. Такой костер после себя следа не оставит. Он прогорит, останется только зола. Мы вернем землю в то место, откуда взяли. Уберем фольгу, под ней останется нетронутая растительность».
Береги природу смолоду
В доме детского и юношеского туризма обучение ведут круглый год. С каждым новым учебным годом ребята готовятся к все более сложным походам летом. Перерыв — обычно в августе, когда преподаватели уходят работать гидами.
«Взаимодействовать с туристами проще, имея опыт работы с детьми, — уверен Антон Климов. — Лучше понимаешь психологию группы. Ведь взрослые — это те же дети, только большего размера».
Но действительно ли просто иметь дело со взрослыми туристами? Вопрос спорный. Турист приехал отдыхать и хочет ощутить свободу; контроль и нравоучения от гида его явно расстроят. Педагог с этим согласен, но считает, что и здесь сработает все тот же личный пример.
«Если гид правильно развел костер, а уходя от места отдыха убирает мусор, туристы это увидят и во всем помогут, — говорит Антон. – Гид организует культурное общение с другими группами туристов, грамотно распределяет очередность прохода по маршруту. Но ничего нельзя навязывать – получите реакцию отторжения от туристов».
Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий основан в 1961 году, 1 августа ему исполнилось 60 лет. В его стенах воспитано не одно поколение людей, которые не просто любят природу, но и учат этому других. Не так давно сотрудники Дома провели опрос действующих гидов – как они пришли в туризм. 60 процентов опрошенных ответили, что в детстве занимались в этой организации и различных туристических кружках. Да и весь педагогический костяк дома туризма, в том числе директор – его бывшие воспитанники. Получается, что именно занятия туризмом в детстве формируют это самое экологическое сознание и приводят людей в профессиональную экологию.
15-летний Михаил Пянсин не исключает, что в будущем его профессия будет тесно связана с нынешним увлечением. Как бы там ни было, Миша уверен, что его страсть к походам и трепетное отношение к природе сохранятся навсегда.
Походное лето
Этим летом воспитанники Камчатского дома детского и молодежного туризма и экскурсий побывали во множестве походов, заглянули в самые интересные уголки Камчатки. Состоялось и два новых по формату мероприятия.
В июне прошла эколого-просветительская экспедиция «Раскрывая тайны острова Беринга», которую помог организовать национальный парк «Командорские острова». Ребята изучали историю алеутов и алеутский язык, познакомились с научными сотрудниками национального парка, поучаствовали в творческих мастер-классах, а также посетили Северо-Западное лежбище, где смогли понаблюдать за сивучами и морскими котиками в естественной среде обитания. Во время прогулок юные экологи увидели множество животных в естественной среде обитания: песцов, северных оленей, морских птиц каменушек и кайр и даже краснокнижных тюленей антуров.
В июле на базе детского оздоровительного лагеря им. Гагарина открыли первую профильную туристско-краеведческую смену — «Юные хранители природы» и «Юные туристы». В течение трех недель педагоги Камчатского дома детского и юношеского туризма помогали ребятам разрабатывать их проекты, учили обращаться с туристическим снаряжением и преподавали им краеведение. Детям в игровой форме доступно рассказали, как нужно себя вести на природе: как обращаться с бытовыми отходами и как сберечь окружающую среду от самих себя.
«К сожалению, сейчас на Камчатке мы часто видим, как массовый туризм разрушает природные ландшафты, наиболее посещаемые туристские места. Полагаю, что мы как люди, которые обучают детей основам туризма с юных лет, несем долю ответственности за происходящее. Соответственно, наша задача – сделать так, чтобы ребята, занимаясь туризмом или какой-либо деятельностью на Камчатке, наносили минимальный ущерб ландшафтам. Если мы добьемся того, что люди не будут оставлять следы своего пребывания в природе, это будет очень здорово. Наша миссия с точки зрения экологии – обеспечить бережное ответственное поведение в природной среде», — уверен директор КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» Михаил Костыря.
Сергей СЕМЕНОВ