Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Александр НУРЕЕВ: 70 – не расцвет, но ещё и не угасание!

09:15
3897

Биографию Александра НУРЕЕВА можно изложить в нескольких словах. Родился, рос и окончил школу на Кубани. В 1966 году был призван в ряды Советской Армии. После года службы поступил, а в 1971 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. В различных офицерских должностях служил в ГДР, Средней Азии, Афганистане, на Украине. Окончанием службы и началом нового этапа жизни и деятельности стала Камчатка. Жители полуострова до сих пор помнят его сочные радиорепортажи в «Камчатских новостях» и цикл прекрасных музыкальных программ «Жизнь, воплощенная в песню, или Когда песня не кончается». Александр НУРЕЕВ стал одним их двух журналистов, которые избирались в Законодательное Собрание области и края. В 2006 году в числе первых камчатцев награжден медалью «Патриот России». Постоянный автор интернет-газеты «Полуостров Камчатка», в канун своего юбилея Александр НУРЕЕВ дал интервью.

– Александр! В твоей фамилии и отчестве явно просматривается восточное происхождение. Но, зная тебя много лет, вновь и вновь убеждаюсь в твоем русском воспитании. Да и внешне ты на мусульманина не «тянешь». Или я ошибаюсь?

– Нисколько! Последний 100-процентный татарин в моем роду по отцовской линии был мой прапрадед, татарский князь Нур Али Мухаммед, который в 1877 году принял православие. Став Алексеем Михайловичем Нуреевым, он был удостоен полковничьего звания, женился на русской и завещал всем мужчинам нашего рода жениться только на русских девушках. До сих пор его завещание не нарушалось. Думаю, так будет и впредь. И когда меня зачали родители, то русская кровь в пятый раз разбавила татарскую. Я и в анкетах, и в советском паспорте в графе «Национальность» писал «Русский».

– А женщины вашего рода?

– Женщинам дарована полная свобода: могут выходить замуж по любви. Нация не имеет никакого значения. Главное, чтобы человек хорошим был.

– Кто сыграл главную роль в воспитании тебя в духе русского патриотизма?

– Мама и до 11 лет – ее родители, особенно бабушка. Отец мало вникал в мое воспитание: он вел большое семейное хозяйство. Я рос на селе. Плюс атмосфера Кубани – исконно казачьего края, его традиции и культура. Но я всегда гордился предками, крещеными татарами – кряшены, как их называют в Татарстане.

Можно полюбопытствовать, почему гордился?

– Потому, что среди русских людей немало тех, кто имеет татарские корни: Карамзин, Кутузов, Тургенев, Куприн, Достоевский, адмирал Нахимов, князья Юсуповы – это лишь некоторые великие из них. А сколько простых смертных?! Не случайно одному из героев Достоевского принадлежит выражение: «Потри русскому лоб и увидишь в нем татарина!» Я горжусь тем, что знаю и чту свои родовые корни: Иваном, не помнящим родства, космополитом не стал.

– И сам, наверное, крещеный?

– 29 мая 1999 года меня окрестил протоиерей Василий Гончар, мой коллега по военной линии. Я и в годы официального государственного атеизма относился к истории русского православия с большим уважением. Хотя не всегда можно было об этом сказать вслух. В юности мне приходилось даже петь в церковном хоре. Тайно! К тому же моя бабушка, которую я любил больше мамы, была глубоко верующей русской женщиной.

Бабушка и нарекла меня Александром в честь своих любимых героев – князя Александра Невского и рядового Александра Матросова. Мои братья также наречены русскими именами – соответственно, Николай и Сергей. Я старший…

Представь на миг, что находишься перед Богом. Что бы ты ему сказал?

– Искандер! Я не спешу встречаться с Богом. Это никогда не поздно. Но прекрасно понимаю, куда ты клонишь. В моей жизни было немало того, от чего стыдно и десятилетия спустя. Наверное, безгрешен был только Иисус Христос. Хотя вопрос грешности и безгрешности – и спорный, и философский. Отвечу на него словами кумира моей курсантской юности Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть чем оправдаться перед ним!» Это, если хочешь, коротко. Но, в целом, 70 лет прожиты честно.

– Непростой вопрос: что в твоей жизни было случайным?

– А я не знаю, что в моей жизни было закономерным. Если я случайно поступил и окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище, это очень хорошая случайность. Если я случайно был направлен служить на Камчатку, это хорошая случайность. Если совершенно случайно на улице Рябиковской я встретил женщину, ставшую моей женой, то это лучшая из лучших случайностей в моей жизни. Если, благодаря родителям, я случайно родился в день 30-летия советской милиции, то это счастливая случайность. Есть несчастливая случайность – в день моего 35-летия умер Брежнев. Только Афганистан в моей жизни стал закономерным. В том числе и для всего последнего поколения советских воинов, которые в той древней стране сражались за идею. Тогда, в декабре 1979-го, у нас не было иного пути, как идти «за речку»…

Если бы надо было выбирать между патриархатом и матриархатом, чтобы ты выбрал и почему?

– Ты удивишься, но я бы выбрал матриархат! Да, матриархат… Страшнейшее в мире слово для многих мужчин. Сказания о наступлении женской эры многие воспринимают как бред сумасшедшего, другие же не исключают такой возможности. Я как раз из последних. Более того, с начала 1990-х годов убежден, что эра патриархата затянулась. Ведь именно женщины тогда предупредили народ о приближающейся катастрофе Союза и РСФСР, предложив конкретный вариант спасения страны. Это народный депутат СССР Сажи Умалатова, которую на съезде народных депутатов никто не поддержал, и народный депутат РСФСР Светлана Горячева. Примечательно, что из шести заместителей председателя Верховного Совета РСФСР была только одна женщина. И именно она бросила вызов надвигающейся катастрофе и тому, от кого она исходила. А заместители-мужчины даже не вступились за свою коллегу…

– Мы как-то незаметно подошли к теме политики… Хорошо помню твою политическую активность до начала 2000-х годов. Ты принимал участие в восстановлении организации коммунистов на Камчатке; часто выступал в рубрике «Оппозиция» в прямом эфире телекомпании «TVK»; был ведущим митингов оппозиции и многое другое. Но в последние годы явно угасла твоя политическая активность. В чем дело? Устал? Разочаровался в идеях марксизма-ленинизма?

– Начну с того, что в марте 2013 года, при партстаже 43 года, я был исключен из партии. За какие «заслуги» – подробности потом. Некоторые успехи КПРФ на выборах 1995 года вселили в ее руководителей снизу до верху чувство уверенности в том, что этот процесс будет идти сам собой по нарастающей. И «наверху», и на местах многие «вожди» стали считать, что победы на парламентских выборах являются, прежде всего, их личной заслугой. На поверхность всплыли такие негативные качества, как чванство, чувство непогрешимости и исключительности, повлекшие застой в кадровой политике…

– Камчатка не стала исключением?

– Как это не прискорбно! Нетерпимость к критике и полное отсутствие самокритики, свертывание внутрипартийной демократии, пренебрежение партийным регламентом, забвение святая святых – демократического централизма – и еще многое другое, что в свое время привело к краху КПСС, на Камчатке расцвело еще при Машковцеве. Плюс расхождение слов с делом, нетерпимость к элементарным товарищеским замечаниям – все это не могло не настораживать. И на пленуме обкома осенью 1998 года я был единственным, кто высказался против участия Машковцева в губернаторских выборах и против референдума по отзыву губернатора области и мэра Петропавловска-Камчатского в самый пик дефолта. Этого Машковцев, конечно же, мне простить не мог.

– Ты не жалел о содеянном?

– Я не жалею ни о чем! Даже горжусь тем, что так поступил. С тех пор начался спад моей активной политической деятельности. Но чувство предвидения не подвело меня: агитатор, пропагандист и популист по характеру, Машковцев как губернатор не состоялся. Он чаще мелькал в СМИ, нежели занимался обязанностями губернатора. Шесть с половиной лет область работала только на зарплату и трубу. Были свернуты почти все целевые программы. Обкому КПРФ при этом отводилась роль наблюдателя за процессом пресмыкательства партийной элиты перед центральной властью. Когда Машковцев покинул Камчатку, его товарищи по партии остались расколотыми и, образно говоря, у разбитого корыта. А потом он приезжал на Камчатку и учил коммунистов, как жить. Таким образом, он не только тезка Горбачева, но и во многом схож с ним в поведении. Уровень только значительно меньше. Как Горбачев на президентских выборах 1996 года потерпел сокрушительное поражение, так и Машковцев проиграл на Камчатке выборы в Государственную Думу 7 созыва.

– Известно, что последователь Машковцева ситуацию не только не исправил, но даже усугубил. Об этом говорят публикации в местных печатных СМИ «Остап Бендер из КПРФ»,«Бухгалтер, милый мой бухгалтер!» и другие…

– Прежде всего, почву для прихода к власти в крайкоме КПРФ «героя» упомянутых публикаций подготовил Машковцев. Его последователь, снятый недавно с должности, развел в крайкоме КПРФ семейственность, неоднократно был уличен в финансовой нечистоплотности. Грубость, хамство, цинизм стали нормой поведения бывшего «вождя» камчатских коммунистов. Настоящие партийцы представили в ЦК убедительный компромат на него, но «сверху» поступил приказ: не выносить сор из избы. Более того, на последнем съезде КПРФ даже была попытка избрать «героя» публикаций членом центральной контрольно-ревизионной комиссии при ЦК партии! К счастью, не получилось, но кандидатом в члены ЦК КПРФ его все-таки избрали.

– Позицию ЦК можно как-то объяснить?

– Какая там позиция! Я считаю, что коррупция проела ЦК и всю партию снизу доверху, – вот и вся позиция. Случай с Вороненковым далеко не единичный. Партийные организации, пытающиеся противостоять этому беспределу, повергаются гонениям. Наиболее активные коммунисты исключаются из партии целыми группами. Не стала исключением Камчатка. К примеру, меня исключили из партии за критическое отношение к итогам «юбилейного съезда» КПРФ и к Зюганову лично, а также за дачу интервью непартийным газетам.

– Сейчас в крайкоме новый лидер. Ты не желаешь восстановиться в партии?

– А зачем? Убежденным сторонником социализма можно быть вне партии. Я не разочаровался в марксизме-ленинизме. Считаю, что за социализмом будущее. Но только не с Зюгановыми и Машковцевыми. Однако, как говорится в поэме Николая Некрасова «Железная дорога», «…жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе!».

– Что-то мы очень уж увлеклись политикой! Ты прочувствовал свой возраст? Веришь, что прожито 70 лет?

– И да, и нет! Но, в любом случае, от возраста никуда не денешься. Конечно, 70 лет – уже не расцвет, но еще и не угасание. И сегодня, анализируя прошедшие годы, считаю, что было всякое: взлеты и падения, потери и находки, успехи и неудачи, радости и огорчения, чувства уныния. Все как у любого человека. Но в целом мне не стыдно смотреть в глаза своим родным и близким, не стыдно прийти к могилам моих предков. Правда, немножко грустно. Тем не менее я счастлив, что дожил до этого юбилея!


Беседовал Искандер ХАКИМОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.