Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Гибель «Кольской»: виновные установлены

20:54
3040

Завершено расследование гибели буровой установки «Кольская», которая работала у берегов Камчатки. Эта трагедия в Охотском море унесла 53 жизни.

Напомним, что в апреле 2011го ОАО «Арктикморнефтегазразведка» получило подряд на бурение разведочной скважины на участке Западно-Камчатского шельфа. 31 августа того же года подрядчик вывел самоподъемную плавучую буровую установку (СПБУ) «Кольская» на точку бурения. С 3 сентября она начала работать. По окончании работ, 11 декабря 2011го, началась буксировка «Кольской» к Сахалину, что закончилось гибелью буровой и людей, которые находились на ее борту.

Дальневосточное следственное управление на транспорте почти 2 года занималось поиском причин трагедии. На днях ведомство заявило, что ему удалось получить ответы на все вопросы. Итак, по его версии события развивались так.

Перед началом буксировки начальник буровой сообщил ио главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому о необходимости вывоза с «Кольской» 28 человек, которые не были задействованы в буксировочных работах. Однако тот запретил вывоз персонала. Поэтому буксировка началась с 67 членами экипажа на борту, что впоследствии увеличило количество жертв.

В течение 5 суток буксировка проходила в штатном режиме, при благоприятных метеоусловиях. В ночь с 15 на 16 декабря по курсу следования буксирного каравана наблюдалось резкое ухудшение погоды. Ответственный за буксировку, чтобы обогнать циклон, решил увеличить скорость движения выше разрешенных пределов. Об этом он доложил ио замгендиректора по безопасности мореплавания Борису Лихвану и Л. Бордзиловскому. Последние не стали ему препятствовать.

В течение следующего дня изза превышения допустимой скорости наружная обшивка корпуса СПБУ была деформирована, в ней появились трещины. На буровую стала поступать вода. К концу дня образовался крен носовой части.

Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным. По спутниковой связи экипаж буровой сообщал Бордзиловскому и Лихвану о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ, чтобы предотвратить ее опрокидывание. Но те не обратили внимания на эту тревожную информацию. С 17 по 18 декабря 2011 года под воздействием шквалистого ветра и волн на буровой сорвало обтекатель носовой опоры. Насосы уже не справлялись с водой, которая поступала в машинное отделение. Осадка стала расти, шло затопление отсеков. Лишь спустя сутки Бордзиловский и Лихван дали указание опустить опорные колонны для улучшения остойчивости «Кольской». Но было уже поздно. Изза крена опорные колонны не сработали.

Бордзиловский и Лихван знали, что в районе бедствия нет судов, которые могли бы оперативно оказать помощь людям с «Кольской». Но мер по организации спасения не приняли. Более того, Бордзиловский запретил подавать сигнал SOS до его особого распоряжения. Вопреки запрету 18 декабря, в 9.45, капитан дал сигнал бедствия, который, к сожалению, был сильно запоздавшим.

18 декабря, в 12.46, СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море, на глубине более тысячи метров. Погибли 53 человека. Трое получили вред здоровью.

На днях Б. Лихвану и Л. Бордзиловскому было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Им вменяется нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем по неосторожности смерть людей (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Обоим грозит до 7 лет лишения свободы.

В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены участникам уголовного судопроизводства для ознакомления.

Меж тем буровые работы на ЗападноКамчатском шельфе будут продолжены. Но их сроки пока точно не известны. 30 октября в Соболеве планировались общественные слушания материалов проекта строительства поисковооценочной скважины у западного побережья полуострова (в качестве заказчика работ было указано ООО «Газпромгеологоразведка» из Тюмени). Но они не состоялись в связи с тем, что сроки бурения перенесены на более отдаленную перспективу, чем ожидалось ранее.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.