Суббота. Площадь Ленина. 13.00. В это время и в этом месте собрались три сотни камчатцев, чтобы своими глазами увидеть, как «играют в машинки» взрослые люди.
Представители Камчатской федерации внедорожного туризма – люди серьезные. Но в душе все те же дети, жаждущие экстрима и феерии. Они приехали на своем транспорте, чтобы с огоньком изъездить вдоль и поперек трехметровые снежные валуны, завезенные еще с вечера. Преодолеть под оглушительный рев моторов специальные препятствия и продемонстрировать, какие тачки и квадроциклы не подведут хозяина в экстремальных условиях. Ведь это не просто «машинки», а настоящая дорожная артиллерия.
Площадь в центре города – пожалуй, самое подходящее место для подобных мероприятий. Зрители потихоньку занимают места за безопасным ограждением. Полицейские следят за порядком. Все 22 заявленных участника выстраиваются паровозиком, красиво начинают движение по направлению к старту и уже равняются в шеренгу.
Увидев потрясающих коней угольного цвета, я сразу отметила, что появление игривых и грациозных лошадок в начале автошоу совсем не случайно. Ведь кто, как не они, являются символом мощи и скорости? И вот, представители камчатского конного двора – девушки-красавицы в темных костюмах, верхом на лошадях торжественно открывают молодежно-спортивную акцию. Публика неистовствует и от души хлопает в ладоши. А я замечаю, что такое зрелище пришлось по нраву не только взрослым, но и детям. Автошоу объявлено открытым.
Неуязвимые квадроциклисты
Камчатка знаменита непроходимыми трассами, снежными завалами и экстремальными погодными условиями. Каждый, кто побывал в краю вулканов, согласится, что без машины, особенно легкопроходимой, здесь обойтись крайне сложно. Но существует еще один представитель внедорожных – так называемый снего- или, если хотите, квадроцикл, не менее популярный вид транспорта как на материке, так и на Камчатке. И как раз-таки квадроцикл первым выходит – нет, даже вылетает на площадку со змейкой, где лихо объезжает оранжевые вешки, не сбивая ни одной. Но это только разогрев, и через несколько секунд резвый железный «воин» буквально вонзается в снежный валун и с легкостью покоряет вершину. Есть! Задание выполнено. Следующим на поле состязаний вылетает квадроцикл на гусеничной тяге и с таким же успехом огибает снежное поле. Третий райдер с не меньшей мощностью и скоростью выполняет два трюка, изъездив подготовленные трассы вдоль и поперек. Лихо!
Звездный час для джипов
Золотое правило джипов-внедорожников звучит примерно так: «Если хочешь не повредить покрышки и максимально продержаться в условиях экстрима – спусти колеса и нещадно газуй». И ведь действительно, перед началом соревнований абсолютно каждому участнику спустили шины специальным устройством. И они стали похожи на фруктовое желе или холодец. Катайся – не хочу.
И вот, настал звездный час камчатских джиперов. Зрители с волнением ожидают появления машин, все внимание видеокамер обращено на первый внедорожник с высеченным именем на бампере «Данила», которому удается взобраться на горочку с третьего раза. «Неплохо, главное не застревать, Данила, не застревать»,– подбодрил ведущий водителя белого джипа. Главное условие, которое придется соблюсти каждому участнику состязания,– не застрять и не утонуть колесами в снегу. Что не удалось водителю второго автомобиля – красного Suzuki Jimny. Автовладелец «японца» забуксовал так, что не смог даже выехать. Организаторы уже подсылают на подмогу эвакуатор, или, как его еще называют бывалые, «техничку». Большой автомобиль-спасатель, как верный друг, протянул «веревку помощи» азиатскому товарищу. Примерно по такой же схеме прошли испытания между остальными машинами на трехметровой, а к концу – уже и на двухметровой горке. Все-таки наплыв движения колоссальный, а снег штука не бесконечная. А дальше картина маслом: кое-кто застревает, и его тут же вытаскивает «тюнинговая скорая», а кому-то без проблем удается проехать и даже успеть немного пофорсировать. Фонтаны снега из-под колес, запах резины, восторженные крики публики – это все субботнее автошоу «Триал-Микс».
Второе испытание – змейка. Более того, слепая змейка. Каждому водителю завязывают глаза, и под руководством помощника, или, по-спортивному, штурмана, автомобилисты зигзагом, вслепую преодолевают препятствия. В это время штурман сидит на пассажирском кресле или бегает вокруг машины с рацией и предельно точно дает команды «направо!», «налево!» или «газку!» Ошибиться нельзя, пережать или недожать газ – тоже. В тот момент я окончательно убедилась, что участники соревнования определенно профессионалы своего дела, потому что никто из них ни разу не сбил ярко-оранжевые вешки.
Немножко бетона и азарт в глазах
Проехать преграду и не перевернуться? Да! И на такое способны камчатские лихачи, как показала практика. Третий этап – преодолеть крепкие бетонные блоки так, чтобы ни в коем случае не перевернуться и вообще умудриться заехать на них. Первый, второй, третий... пятый, шестой, десятый автомобиль с пущим азартом преодолевает это сложное препятствие. А с каким наслаждением владельцы руля и стальной выдержки выполняют этот трюк! Улыбка, жажда скорости и страсть – вот они, неподдельные эмоции призванных автолюбителей.
Аттракцион неслыханной ярости
Машины как дети — тоже умеют развлекаться, но по-своему. Упражнение «качели» практически ничем не отличается от качелей на детских площадках. Оставшиеся зрители, которые еще не успели разойтись из-за холода, наблюдают за этим, пожалуй, самым сложным испытанием с особым вниманием. Вот тюнингованный «УАЗ» неспешно подъезжает к двум доскам, расположенным на бревне. А вот заезжает так же медленно, как плывет пароход в минуты шторма. Большие объемные колеса позволяют-таки удержаться на подвижной поверхности. Вперед – назад. Никакого превышения скорости. Стоп! Теперь главное – не потерять ту грань, которая позволит машине удержать равновесие в течение трех секунд. Штурман осторожно встает на другую сторону качели для большего противовеса. Публика замерла, и, похоже, мир замер вместе с ней. Один, два, три, четыре... И – успех! Водитель отечественного автопрома смог зафиксировать свой автомобиль в воздухе в течение четырех секунд. Вот это уровень!
Водители двух японских внедорожников практически совершили зависание в воздухе, но габаритность машины не позволила подступиться близко к совершению такого сурового маневра.
Женская лига дорожной сборной
В наше время женщина за рулем не редкость. Но только если это не руль прокачанной тюнингованной машины Toyota Surf, владелицей которой является Мария Соколова, единственная девушка на соревнованиях «Триал-Микс». Уверенная в себе и в своем штурмане Екатерине Реут, хрупкая автоледи с девятилетним стажем вождения достойно держалась в состязании.
«Было сложно, мужчины опытнее меня и не особо боятся. А я все-таки немного побаиваюсь. И хоть и знаю, что шансы выиграть небольшие, поучаствовать все равно хочется. Ведь автомобили – это моя страсть,– призналась Маша. – Участвуя в подобных интересных соревнованиях, начинаешь смотреть на себя уже по-новому, как на сильную личность. Впервые участвовала в прошлом году, 23 февраля. И уж точно знаю, что очень многое зависит от штурмана».
Екатерина МАХОВА, студентка 3 курса направления подготовки «Журналистика» КамГУ им. Витуса Беринга
Фото автора