В Петропавловске-Камчатском 06:27, 30 Сентября, среда
ночью 7°C
днем 15°C
ветер 4,2 м/с
Завтра 01 Октября
6 ... 16°C
ветер 4,2 м/с

Что новый год учебный нам готовит?

Виктория СИВАКЛетние каникулы неотвратимо подходят к концу, и 1 сентября – самый волнительный день для школяров и их родителей – уже не за горами. Какие новые испытания им предстоят, как в целом чувствует себя система образования на Камчатке? Об этом и многом другом – в беседе с врио министра образования и науки Камчатского края Викторией СИВАК.

 

— Виктория Ивановна, сколько малышей в этом году пойдут в 1-й класс?

— В последние годы не приходится говорить о значительном росте численности детей в школе. Дает о себе знать известная демографическая яма, возникшая в 1990-х годах. На фоне роста численности детей в начальной школе мы продолжаем наблюдать снижение численности старшеклассников. В 2013 году камчатские школы выпустили 1.800 11-классников, в 2014-м – 1.600, в этом году – чуть более 1.400. И радует, что из этой ямы мы постепенно выбираемся: пришедших в начальную школу стало заметно больше. Если раньше мы, особенно в сельских школах, с трудом набирали 1 класс, то сейчас и 2, и 3. Соответственно, острее становится вопрос кадров, кабинетов и т.д. По предварительным данным, в 1-й класс на Камчатке пойдет почти 3.600 детей. С каждым годом учащихся будет все больше.

 

— Будут ли на Камчатке строиться новые школы?

— К счастью, Камчатский край в числе тех регионов, где в связи с кризисом программы строительства новых школ и детских садов не сокращались. А ведь даже в крупных субъектах замораживается строительство начатых объектов, исключаются из программ новые. В этом году планируется сдача детского сада в Вилючинске, в следующем году губернатор поставил задачу сдать школу-комплекс (это школа, детский сад, интернат) в Усть-Хайрюзове. Много проектов будет реализовано в северных районах Камчатки. Строительство будет вестись не только для создания дополнительных мест, но и для вывода из эксплуатации ветхих школ, для создания качественных условий обучения детей. Это один из приоритетов политики правительства Камчатского края.

 

— Насколько сегодня остра проблема переполненности школ в крае?

— Есть проблемы в отдельных школах Елизовского района, Петропавловска-Камчатского, где уже назрела необходимость строительства новых объектов. По статистике в крае более 20 процентов детей учатся во 2-ю смену. Причины тому могут быть разные. В сельских школах создаются классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в таких классах бывает по 3-4 человека, и для них необходим отдельный кабинет, поэтому работа школы выстраивается в 2 смены. Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта – обучение школьников в 1-ю смену, чтобы вторая половина дня была занята внеурочной деятельностью.

 

— К какому году мы достигнем этого благоденствия?

— Эта работа ведется постоянно, и хочется верить, что к 2020 году мы достигнем этой цели.

 

Профессии, которые нужны Камчатке

 

— Известно, что в этом году кардинально изменилась система среднего профессионального образования. Что конкретно сделано?

— Действительно, в этом учебном году приоритетное внимание было уделено среднему профобразованию и в крае, и в целом в России. Это был год масштабной реорганизации, реструктуризации учреждений профессионального образования. Закон об образовании с 1 января 2016 года не предусматривает существования учреждений начального профобразования. В результате реорганизации у нас возникли учреждения, даже в названиях которых отражены основные направления социально-экономического развития края. Это и морской энергетический техникум, и сельскохозяйственный, и промышленный техникумы (последний нацелен на подготовку специалистов, в том числе — для горнорудной промышленности). Это колледж технологии и сервиса, который должен обеспечить кадрами сферы туризма, бытовых услуг. Продолжают успешно работать педагогический и медицинский колледжи, политехнический техникум, колледж искусств. В Палане и Вилючинске работают многопрофильные профессиональные образовательные организации.

 

— В связи с реорганизацией не сократилось ли количество бюджетных мест в этих учреждениях?

— Ставилась задача этого не допустить, и эта задача выполнена. Более того, мы дополнительно предусмотрели бюджетные места для так называемого профессионального обучения. Речь идет об ускоренном обучении профессии, когда выпускник получает не диплом, а свидетельство о присвоении квалификации. Такие профессии можно получать, не имея аттестата об окончании 9-го или 11-го классов. Это обучение стало особенно востребовано в прошлом году, когда страна окончательно перешла на систему основного государственного экзамена, и часть ребят по итогам 9-и классов не получила аттестат. Чтобы обеспечить их обучение и занятость, на уровне правительства края было принято решение организовать бюджетные места по программам профессионального обучения. Ранее программа профессионального обучения полностью реализовывалась на внебюджетной основе, то есть за плату.

 

— Какие профессии можно получить по ускоренным программам?

— Это профессии повара, кондитера, электрогазосварщика, электромонтера, слесаря по ремонту автомобилей, продавца и другие.

Отмечу, что реформирование системы среднего профессионального образования – это не единственное существенное новшество прошедшего учебного года.

Не менее активно мы реализовывали проект модернизации дошкольного образования. Мы создаем новые места для ликвидации очереди в детские сады, начала работать система электронной очереди, а также мы переходим на федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольном образовании. Минувший год стал первым, когда дошкольное образование начало финансироваться за счет средств краевого бюджета. Поскольку дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, государство взяло на себя ответственность за реализацию всей образовательной программы.

Многого удалось достигнуть в минувшем году за счет того, что объем финансирования на образование в Камчатском крае полностью сохранен. Очень показательная цифра: по итогам 2014 года 22 процента бюджета – это финансирование системы образования.

 

Зачем нужны образовательные стандарты

 

Школьное образование — 4 года назад начался поэтапный переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). В чем их смысл и преимущества?

— В этом году завершился первый этап перехода на ФГОС. То есть дети, которые 4 года назад пришли в 1-й класс, закончили 4-й класс. Они написали единую по краю контрольную работу, что позволило оценить уровень освоения детьми образовательных программ. Сейчас идет анализ результатов, дабы выявить проблемные моменты и наметить дальнейшую траекторию движения.

Кстати, в следующем учебном году планируются федеральные контрольные работы для 4-классников на основании единого по стране банка заданий. Им предстоит сдавать русский язык, математику и такой предмет, как «Окружающий мир». Это важно, поскольку сейчас формируется система оценки качества образования.

Ну, а в наступающем учебном году мы начинаем обучение по ФГОС 5-х классов.

 

— А какие предварительные выводы сделаны по результатам краевой контрольной работы?

— Уже сейчас мы увидели проблемы в математическом образовании. Качество обучения страдает, дети не умеют применять на практике полученные знания, уровень решаемости задач достаточно низкий. Эту проблему обозначили еще 2 года назад в целом по стране, поэтому была разработана федеральная концепция математического образования, и мы приступили к ее реализации.

К слову, с 2013 года в крае проводятся мониторинговые обследования учащихся 8-х и 10-х классов по русскому языку и математике. То есть тех детей, которым через год сдавать экзамены. Формируется серьезный аналитический материал, обозначаются проблемы, разрабатываются рекомендации для учителей. Уже есть первые результаты. Так, например, выпускники 9-х классов в 2015 году показали 61 процент решаемости заданий базового уровня по математике, эти же учащиеся в 2014 году при проведении мониторинга показали результат в 53 процента. То есть эффект уже можно оценить, а окончательно мы его увидим по итогам ЕГЭ этих же детей.

Так мы формируем региональную систему оценки качества образования, и это один из приоритетов нашей деятельности. В этом году было создано новое учреждение – Камчатский центр информатизации и оценки качества образования, который будет аккумулировать всю региональную работу по мониторинговым обследованиям и аналитике.

 

— ФГОС реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Как развивается система дополнительного образования в свете новых требований?

— Модернизация идет и в системе дополнительного образования. Первое важное новшество: в допобразовании будет применяться система нормативно-подушевого финансирования. В школах Камчатки эта система начала применяться с 2007 года, в детсадах — с 2014-го. Сейчас поставлена задача, чтобы с 1 января 2016 года допобразование тоже перешло на финансирование, главный принцип которого: «Деньги идут за ребенком».

 

— Но эта система достаточно спорная, от нее страдают небольшие школы.

— Споры прекратились, потому что закон об образовании защитил в этом смысле сельские и малокомплектные школы. Они финансируются без норматива, им общей суммой предусматриваются средства, которых достаточно для реализации образовательной программы в полном объеме, независимо от численности учащихся.

 

О платном и бесплатном образовании

 

— Часто спрашивают: дополнительное образование останется бесплатным?

— Образовательные учреждения имеют право оказывать платные услуги, если эти услуги за рамками государственного задания. Учредитель принимает решение, и в уставе организации фиксируется, какие услуги являются платными. Но мы подходим к этому очень осторожно. Трудно разграничить, например, почему один кружок бесплатный, а рядом, такой же, платный. Поэтому и край в подведомственных ему учреждениях, и муниципалы в своих стараются по максимуму делать дополнительное образование бесплатным, следуя запросам населения. Каков спрос – таково и количество услуг.

 

— А оказывают ли школы платные услуги по преподаванию, например, английского языка или математики за пределами госзадания? И будет ли в следующем учебном году взиматься плата за пребывание в группах продленного дня?

— Пока все образовательные услуги в школах края оказываются на бесплатной основе. В том числе и в группах продленного дня. С одной стороны, по закону, продленка может быть платной, потому что это услуга по присмотру и уходу за детьми. Но продленки всегда были у нас в нормативе финансирования, и когда вступил в силу новый закон об образовании, этот норматив не был сокращен. Поэтому группы продленного дня на Камчатке остаются бесплатными, и это решение принципиальное.

 

— Виктория Ивановна, что такое профильные классы? Как в них попасть?

— Профильные классы существуют в 4 муниципалитетах, в 24 школах. Это физико-математические и химико-биологические, социально-экономические, оборонно-спортивные и другие классы, где дети обучаются с 10-го по 11-й классы. Постановлением правительства края определен порядок приема учащихся в профильные классы, который предполагает конкурсный отбор. Саму процедуру конкурса определяет школа. Если ребенок намеревается получать профильное обучение, об этом стоит подумать заранее, чтобы выбрать для сдачи в 9-м классе нужный экзамен. Например, если кто-то хочет пойти в химико-биологический профильный класс, нужно готовиться к сдаче соответствующих предметов. Но большинство школ осуществляет прием в профильные классы на основе конкурса аттестатов и собеседования.

При этом несколько школ реализуют углубленное изучение предметов, и там дети получают профильное образование с более раннего возраста.

 

— А какие-либо преимущества при поступлении в вузы обучение в профильных классах дает?

— В определенном смысле – да. В этом году впервые математику при сдаче ЕГЭ разделили на базовый и профильный уровни. То есть приходит понимание того, что нет необходимости в углубленном изучении предмета, если он в дальнейшем не пригодится. А если пригодится и соответствующее испытание успешно пройдено на ЕГЭ, то шансы поступить в желаемый вуз весьма высоки.

 

О кадровом голоде и поддержке учителей

 

— Взаимодействуют ли предприятия Камчатки со школами и учреждениями среднего профобразования, привлекая к себе будущих специалистов?

— В новом законе об образовании есть такое понятие, как сетевое взаимодействие. Оно предполагает не просто участие предпринимателей в итоговой аттестации, а обучение детей на базе предприятий. Заинтересованные предприятия у нас свою базу предоставляют, некоторые даже выплачивают небольшую зарплату. Это касается учреждений среднего профобразования.

Что касается учеников старших классов в школах, то здесь муниципалитеты должны проявлять инициативу, направляя выпускников школ на целевое обучение. Это прямой путь решения проблемы нехватки тех же врачей, учителей. На обучение в соответствующих вузах могут заключаться договоры, по которым будущий специалист берет на себя обязательства отработать определенный срок по полученной специальности в том или ином учреждении. К сожалению, эта практика на Камчатке так и не получила широкого распространения. В итоге, мы имеем заметный дефицит учительских кадров.

 

— Насколько остро ощущается кадровый голод в образовании?

— По данным на конец мая, в крае не хватает более 395 единиц педагогических кадров. Из них 192 вакансии – в Петропавловске. Самый большой дефицит учителей начальных классов – 36 вакансий. Не хватает 22 учителей русского языка, 34 учителей математики, почти 40 учителей музыки, почти 80 воспитателей детсадов. Для нашей небольшой Камчатки это большие цифры.

 

— Как планируется выходить из кадрового кризиса?

— Что касается воспитателей детских садов, то еще 2 года назад, спрогнозировав данную проблему, мы увеличили госзадание Камчатскому педагогическому колледжу по их подготовке, увеличили финансирование. Эти дети заканчивают уже 2-й курс, и в следующем году они получат дипломы. Более того, мы открыли заочное отделение в педколледже, и оно востребовано. Заведующие нередко отправляют туда учиться сегодняшних нянечек, растя таким образом кадры.

Есть в педколледже и профессиональная переподготовка, когда за 500 часов можно получить на базе имеющегося образования еще одну квалификацию, в том числе — воспитателей. Проблема нехватки воспитателей, я уверена, решится. Об этом свидетельствует статистика: на всех курсах на дневном отделении педколледжа сейчас учатся 150 будущих воспитателей, 170 заочников и более 30 человек на переподготовке.

Также в педколледже на дневном отделении учатся 170 будущих учителей начальных классов и 30 – на заочном отделении.

Подчеркну, что ситуация с этими кадрами под контролем нашего министерства, поскольку педколледж – подведомственное нам учреждение. А решение кадровой проблемы по учителям старшей школы – вопрос более сложный, необходимо целевое обучение, и без решительных действий со стороны муниципалитетов здесь не обойтись.

 

— А как поддерживают у нас молодых учителей?

— Длительное время в Камчатском крае действует доплата для молодых специалистов в течение 3 лет после начала работы в организации. Первые 2 года – 50 процентов, 3-й год – 40 процентов к зарплате. С 2010 года действует доплата за работу в сельской местности, также сельские педагоги освобождаются от коммунальных платежей. Молодым учителям в сельской местности муниципалитеты обязаны предоставлять жилье, но, к сожалению, во многих из них служебного жилья просто нет.

Также мы включились в программу по ипотечному кредитованию молодых учителей (до 35 лет). В этом году в краевом бюджете предусмотрено 7,5 млн рублей на единовременные социальные выплаты, предназначенные для оплаты первоначального взноса по ипотеке, но не более 30 процентов от установленной договором стоимости жилого помещения.

 

 Когда среда станет доступной?

 

— Как планируется решить проблему, связанную с образованием детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями? Их не берут ни в детские сады, ни в школы. Хотелось бы узнать про специальное образование для таких детей.

— Это также один из приоритетов нашей работы. Уже фактически сформирована сеть краевых учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечу, что с 1 января 2015 года все они подведомственны краю, являются государственными. Благодаря этому появилась система. А это дает возможность своевременно устроить ребенка в ту организацию, где специалисты смогут оказать помощь, организовать обучение таких детей.

 

— То есть необучаемых детей больше не будет?

— Раньше, действительно, был даже такой термин – «необучаемые дети». С вступлением в силу нового закона об образовании этот термин принципиально отменен. Сегодня даже дети с глубокой умственной отсталостью должны иметь индивидуальную программу обучения и реабилитации. Условно говоря, тяжелобольного ребенка необходимо научить, как минимум, узнавать лицо человека, который к нему приходит, а это тоже труд педагогов. В частности, воспитанники дома-интерната для умственно отсталых детей обучаются в Елизовской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В сеть образовательных организаций для детей с ОВЗ входят Петропавловск-Камчатская школа №1 (бывшая школа №25), Петропавловск-Камчатская школа №2 (бывшая школа №38), сохранилась Елизовская коррекционная школа, такая же школа в Тиличиках, а также краевая школа в Петропавловске для детей с ОВЗ.

 

— Мы сказали, в основном, о детях с нарушениями интеллекта. А когда дети с нарушениями, например, опорно-двигательного аппарата смогут посещать обычную среднюю школу?

— Для этого сейчас реализуется программа «Доступная среда». Есть разные дети – на инвалидных колясках, с ДЦП, слепые или слабовидящие, и все они должны иметь возможность учиться в обычных школах. В этом году только 20 процентов школ на Камчатке, а это 11 школ, будут готовы принять таких детей. Налицо прогресс, ведь еще в 2013 году к этому были готовы всего 2 школы. Работа будет вестись и дальше, и займет не один год, ведь мероприятия эти весьма затратные, необходимо проводить комплексные реконструкции школьных зданий, а также обучение специалистов. Меняется и норматив финансирования по обучению данных категорий детей, поскольку оно на порядок дороже.

Нельзя забывать о главном: доступная среда должна быть создана не только внутри школы, а и за ее пределами, ведь до школы ребенку еще нужно как-то добраться. А это уже задача муниципалитетов.

 

— Как учатся дети, для которых городская среда пока остается недоступной?

— Для них действует система дистанционного обучения. Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ действует на базе педколледжа, где есть специальная техника, педагоги. Тем не менее в приоритете – движение по пути к доступной среде и в школе, и за ее пределами. Например, со своей стороны наше министерство предлагает включить в программу «Доступная среда» единовременную социальную выплату на приобретение технических средств для получения образования слабовидящих и слепых детей. Такое оборудование стоит около 280 тысяч рублей. Оно необходимо им и в школе, и при выполнении домашних заданий, для выполнения рекомендаций по реабилитации. К 2018 году стоит задача прийти к тому, чтобы все 100 процентов школ могли принимать и обучать детей с любыми возможностями здоровья.

 

Беседовала Мария ШУПЕНИК

3671

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых