Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Больные места

20:44
5049

Медики зарплатаНаступления нового года медицинские работники Камчатки ожидают в состоянии тревоги. С 1 января их труд будет оплачиваться по новой системе, которая не предполагает повышения заработной платы. Обеспокоенность вызывает возможность ее уменьшения, а также давно имеющая место несправедливость в распределении фонда оплаты труда  между медперсоналом и административным составом учреждений здравоохранения.

Изменение структуры оплаты труда с весны обсуждается в трудовых коллективах больниц и поликлиник с участием профсоюзов и министерства здравоохранения Камчатского края. Но спокойствия в коллективах пока не наблюдается. Обстановку подогревают главные врачи некоторых медучреждений, которые заранее предлагают недовольным «положить на стол заявления».

 

Минздрав региона: больше станет стабильности

Последняя встреча представителей коллективов с министром здравоохранения региона Татьяной Лемешко и лидером краевого медпрофсоюза Ларисой Покрищук состоялась на минувшей неделе.  Как отметила министр, врачи и медсестры будут получать столько же, сколько и раньше, но при этом большую часть в доходах будет составлять стабильный оклад, а не компенсации и стимулирующие выплаты, как было прежде. Увеличивая оклады, сказала министр, пришлось пойти на сокращение различных компенсаций и выплат, поскольку размер фонда оплаты труда медработников остается прежний. «Компенсационные выплаты, которые ранее сохранялись, но не предусмотрены действующим законодательством, были убраны, и вошли в окладную часть», – сказала Татьяна Лемешко. При этом она отметила, что медики сами  годами жаловались на то, что руководство учреждений здравоохранения несправедливо распределяет стимулирующие надбавки к зарплате.

Структура оплаты труда медработников с 1 января 2016 года изменится согласно новому примерному положению об оплате труда медицинских работников в Камчатском крае. До этого Минздрав России предложил единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников муниципальных и региональных медучреждений в субъектах РФ. Согласно этим рекомендациям, в среднем, 55-60 процентов должно направляться на оклады, 30 процентов – на стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности и около 10-15 процентов – на компенсационные выплаты. По примерному положению, разработанному в Камчатском крае, с 1 января 2016 года оклады в структуре заработной платы будут занимать от 48 до 83 процентов по квалификационным уровням по различным медучреждениям. Об этом 21 октября было подписано постановление правительства Камчатского края №370-П. Долгие годы оклады медиков в структуре зарплаты составляли 23-27 процентов.

 

Слабые звенья зарплаты

Как отметила Лариса Покрищук, предварительные расчеты показали, что для работников поликлиник с 1 января в худшую сторону точно ничего не изменится. А вот в стационарах, на станциях скорой помощи, в специализированных учреждениях  могут возникнуть проблемы. «В примерном положении записано, что с нового года за ночную и экстренную работу  медработникам будет доплачиваться не менее 20 процентов к окладу, что соответствует Трудовому кодексу РФ, - говорит глава краевого медпрофсоюза Лариса Покрищук. - Сейчас за это же доплачивается от 50 до 100 процентов к окладу. В предложениях профсоюза – дополнительную оплату за ночные и экстренные дежурства предусмотреть в коллективных договорах каждого медучреждения. Но здесь мы не всегда находим понимание у работодателей, которые говорят, что дополнительных выплат не будет из-за ограниченного фонда оплаты труда».  

С чем еще не могут согласиться профсоюзы? Ранее при оплате работы медиков учитывалась так называемая специфика работы учреждения, отделений и должности или особые условия труда. Сегодня федеральное законодательство считает специфической или вредной только работу с больными туберкулезом, ВИЧ-инфицированными и психиатрию, что нашло полное отражение и в новом примерном положении об оплате труда. Если сегодня все «вредники» получают от 15 до 60 процентов отдельной надбавки к окладам, то с 1 января без этой доплаты останутся наркология, спинальная неврология, хирургия. Чтобы такие работники все же получали какие-то доплаты за вредность, законодательство требует провести специальную оценку условий труда. «Руководители некоторых медучреждений уже сегодня заявляют, что вредности нет, например, в связи с приобретением нового оборудования, - говорит Лариса Покрищук. - Также в отдельных медучреждениях главврачи намерены уменьшить отпуск медикам, работающим во  вредных условиях труда. При этом дополнительный отпуск за ненормированность юристам, экономистам, бухгалтерам сохраняют в максимальном размере – 14 календарных дней. Это несправедливый подход к работникам. Уже сегодня мы понимаем, что предстоящая специальная оценка условий труда поможет таким руководителям  пойти на минимальное установление компенсаций и льгот медработникам».

Галина Синцова, председатель профсоюзной организации станции скорой помощи Петропавловска-Камчатского: «Раньше ночную работу нам оплачивали в размере 100 процентов к окладу. С 1 января будет 20 процентов. Это несправедливо, тем более что режим скорой помощи нельзя сравнить с режимом того же стационара в терапевтическом, эндокринологическом отделениях, где больные относительно легкие. Ночной режим скорой помощи – это до утра на колесах, работа с тяжелыми и экстренными больными, до 20 вызовов за ночь. Еще одна явная несправедливость – медсестры стационаров и фельдшеры скорой помощи с 1 января попадают на один квалификационный уровень. Такого быть не должно. Фельдшер – это изначально более высокий профессиональный уровень. При этом скорая помощь не укомплектована врачами. На весь Петропавловск из 17 бригад скорой работают только 4 врачебные бригады, остальные 13 – фельдшерские.  Вся работа ложится на фельдшеров. Фельдшер скорой полностью отвечает за больного – принимает решения, назначает лечение, выполняет все функции врача. Нельзя сравнить фельдшера и медсестру, которая строго выполняет указания врача.

Кроме того, сегодня  доплата за квалификационные категории является составляющими окладов. С 1 января ее сделают компенсационными выплатами к окладу. Представьте, есть врач, который 30 лет отработал на скорой помощи, имеет высшую квалификационную категорию, и есть молодой специалист, который будет получать точно такой же оклад. Разница должна быть, это стимулирует людей поднимать свой квалификационный уровень. Нельзя убирать плату за категории из окладной части».

Ольга Новикова, лидер профсоюза городской больницы №1, согласна с коллегой: «Мы выступаем за то, чтобы категория была введена обратно в оклад. Также в минздраве не всегда понимают специфику работы в стационарах. Ночные дежурства – это всегда работа в экстремальных условиях, которая вне зависимости от тяжести больных оказывает отрицательное влияние на здоровье специалиста, оказывающего помощь больному. Поэтому доплата за работу в ночное время вне зависимости от экстренности должна быть не 20 процентов, а не менее 100 процентов».

Итак, только январская-февральская зарплаты медиков реально покажут, что они найдут, а что потеряют. Министр здравоохранения Камчатского края Татьяна Лемешко пообещала, что если зарплаты у кого-то «станут существенно меньше», с каждым отдельным случаем в минздраве будут разбираться.

 

Под мраком коммерческой тайны

Медики зарплатаС точностью пока можно сказать только одно: с 1 января увеличения зарплат не будет. Как и сегодня, в новом году зарплата врача высшей категории на 1 ставку будет составлять 25-30 тысяч рублей, в том числе оклад - 10 тысяч рублей. С 1 июля его собираются увеличить на 7 процентов, то есть на 700 рублей. «Мы снова унижены, пребываем в этом состоянии уже давно, заняты только выживанием», - таково мнение большинства медработников.

Все они сходятся во мнении, что зарплату можно поднять уже сейчас, действуя в предлагаемых обстоятельствах - в рамках фонда оплаты труда каждого из медучреждений, о чем также говорилось на профсоюзном форуме на минувшей неделе.  

Сегодня в ряде медучреждений некоторые стимулирующие и все премиальные выплаты распределяются комиссионно, с участием представителей коллектива. Так происходит, например, на станции скорой помощи Петропавловска, в краевой больнице, во всяком случае, об этом заявляют их профсоюзные лидеры.

В других учреждениях представители коллективов к «разделу пирога» не допускаются, хотя практически везде это предусмотрено коллективными договорами. О начислении премиальных и стимулирующих выплат работники узнают уже по факту. И если о размерах доплат коллегам становится известно, то кому и сколько досталось из административного аппарата – остается только гадать. Все отдано на откуп самого административного аппарата медучреждений, а значит, простора для вольностей хоть отбавляй. Татьяна Лемешко на встрече с профактивом ответила, что контролировать премии управленцев не входит в задачи министерства, на это попросту нет времени. В то же время в министерстве известно о начислении бухгалтерам некоторых районных больниц премий в размере 800 тысяч рублей. На конференции звучала информация, что премии для представителей административного аппарата в 200, 300, 400 тысяч рублей и более – обычная практика для краевого центра. А ведь и главврач, и его заместитель, бухгалтеры и юристы получают свои зарплаты и премии из того же фонда оплаты труда, что и врачи, и остальной медперсонал.

Зарплаты руководства больниц и поликлиник тоже вполне могут быть пересмотрены. По итогам медицинского форума, состоявшегося 7 сентября, Президент РФ Путин дал поручение органам власти регионов сократить разницу в заработной плате руководящего состава и врачей. Пока действует федеральный закон, по которому коэффициент соотношения оплаты труда руководства медучреждений и медперсонала - от 1 до 8. То есть оклад главврача может быть в 8 раз выше оклада медработника. Между 1 и 8 при этом выбирает сам регион. Существует и рекомендательное письмо Министерства здравоохранения РФ, где коэффициент ограничен 6-кратным размером. В Камчатском крае также действует дорожная карта по развитию здравоохранения, где разницу рекомендуется уменьшить до коэффициента 4. Однако пока выбран коэффициент от 1 до 6.

«Мы анализировали зарплаты внутри нашей больницы. Получилось, что около 30 работающих врачей из фонда заработной платы получают столько же, сколько немногочисленный административный аппарат», - отметила лидер профсоюза городской больницы №1 Ольга Новикова. Похожая картина – и по остальным медучреждениям, однако профсоюзы большинства из них предпочитают не ворошить эту щекотливую тему.

 

Мария ШУПЕНИК

 

 

Для справки

Летом краевое министерство здравоохранения опубликовало сведения о доходах главных врачей камчатских учреждений здравоохранения за 2014 год. Средний годовой доход главврачей краевых медучреждений превысил 2,9 млн рублей. Среднегодовой заработок главных врачей районных больниц превысил 2,3 млн рублей, хотя главврач Усть-Большерецкой районной больницы в прошлом году заработал 3 млн 65 тысяч рублей.

Зарплата руководителей клиник регионального центра в 2014 году колебалась от 3 млн 76 тысяч рублей (главврач Петропавловск-Камчатской городской больницы №2) до  1 млн 822 тысяч рублей (главврач городского Дома ребенка). В среднем, годовой доход главврачей городских больниц составил 2 млн 350 тысяч рублей. 

Продекларированная главврачами зарплата, с учетом их огромной ответственности, может считаться адекватной и достойной. Но на этом фоне зарплаты врачей однозначно не должны быть в 4-6 раз меньше. Ведь именно они несут всю основную нагрузку по лечебной деятельности, зарабатывая деньги, в том числе, и на зарплату управленцев.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Владимир Руссич 7 лет назад #
Зато наши чиновники в Москве отчитываються что средняя зароботная плата в здравохранении 56000 они берут зарплату глав врачей в 300000 и делят на средний заработок в 25000 у среднего мед персонала.Вообще с зарплатами полный беспредел ночные 20 процентов за 25 лет стажа 30 процентов.Зато глав врачи и приближенные к ним жируют хотя получают с общего фонда заробатной платы.
0
Одри 7 лет назад #
Молодцы такие опубликовали, типо вот гляньте какие мы честные, все рассказали как на духу. Да одной зарплаты Лемешко хватит, чтобы накормить врачей например Елиз стом поликлиники. Конечно, у них рука руку моет. Бедная, прям уж таки некогда проверить какие цифры себе глав врачи в премиях нарисовал, вранье, все они все знают и сидят, друг друга прикрывают. Вон в Елизовской стоматологической поликлинике и 10 лет назад зарплаты= оклад и сейчас. Как «небыло финансирования» со слов глав врача, так и по сей день нет, а теперь походу никогда не будет. Бугалтера, это вообще круче чем глав врачи, походу врачи как рабы, только и работают, чтобы прокормить все руководство. Где эти чудо независимые проверки, чтобы разом поменять везде руководство, может тогда что-то наладится и финансирование появится и зарплаты с премиями. А не оклады, которых хватает только на кварплату+ комунал. Врач-достойная профессия, но бедная и особенно, если работает на государство, да еще и с таким руководством. Смех, да и только, аж плакать хочется. Рядовой врач в Елизовской стоматологиской поликлинике получает меньше чем продавец. Совсем руководству не стыдно.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.