Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Входишь в голову, выходишь в хвост!

20:24
3520

автобусВ Петропавловске изменяют порядок входа-выхода пассажиров в городских автобусах. Заходить в транспорт люди будут в переднюю дверь, сразу оплачивая проезд (либо предъявляя проездные документы), а выходить – через заднюю.

Изменить систему посадки-высадки решила некоммерческая организация «Камчатский транспортный союз». За введение нового порядка единогласно проголосовали все присутствовавшие на собрании представители восьми участников вышеупомянутого союза, оговорившись при этом, что выход через переднюю дверь будет разрешен только пожилым людям, пассажирам с детьми и инвалидам.

 

Люди говорят…

Несмотря на то, что изменение порядка пользования пассажирским общественным транспортом родилось в некоммерческой организации, источником информации об этом стал не транспортный союз, а администрация Петропавловска. Как все новое, но плохо продуманное, решение вызвало нешуточные споры в обществе. Комментарии к новости в социальных сетях и на новостных лентах камчатских электронных СМИ разнятся кардинально: от полного восторга до полного же неприятия. Многие из мнений достаточно жесткие, но что поделать – это мнение народа, а с ним нужно считаться. Приведем лишь некоторые из них.

«Мысль изложена неверно, напротив, пассажирам с колясками и людям с ограниченными возможностями будет разрешено входить через заднюю дверь и при необходимости выходить через переднюю».

«О людях с ограниченными возможностями и про ребенка в коляске думают в последнюю очередь. Ведь им нужны только деньги, а людские проблемы их мало интересуют».

«…Кучка владельцев автобусов решила, что им удобно, если все люди будут щемиться в узенькую дверь. Народ не забыли спросить? В микрик тоже давайте через кабину водителя садиться, чтобы наверняка «зайцев» не было. В магазине тоже на входе надо брать предоплату, чтобы не было воров. Можно бесконечно продолжать. Нет бы автобусы содержать в порядке и ремонтировать вовремя, платить достойную зарплату водителям, так нет же, мы пойдем другим путем...»

«Что-то я думаю, 1 февраля утром народ ломанется во вторую дверь... Да здравствуют очереди в автобусы на морозе или под дождем».

«От перестановки слагаемых сумма не меняется: кто захочет проехать без платы, тот проедет. Выводите на линию кондукторов и контролеров и обилечивайте пассажиров – больше толку будет: создадите рабочие места. Об удобстве пассажиров не думают, опять создадут давку в автобусе».

«В Вилючинске давно действует такая система, никого это не смущает. А турникетов, я думаю, у нас не будет. Это очень дорогое удовольствие. Москва на это угрохала десятки миллиардов, но у них резон был: до введения турникетов 2/3 пассажиров наземного транспорта за проезд не платили вообще. У нас этой проблемы нет».

«Ну наконец-то! Так гораздо удобнее. Осталось терминалы поставить и ввести электронные проездные, как в Москве, и будет совсем цивилизация».

«Как приехал в Москву, так думал, что они в автобусах как-то не адекватно действуют с оплатой, а потом поездил по другим городам и понял, что неадекватно – это на Камчатке».

Надо сказать, что информация, запущенная в информленты, сразу же породила множество вопросов. С чего вдруг вообще возникла идея входа-выхода по-новому маршруту? Последует ли за этим развитие порядка перевозок: появятся ли в автобусах турникеты, электронные считывающие устройства, электронные же билеты и т. д.? Что должен сделать водитель, если человек пытается войти в автобус без оплаты? И наконец, какие именно вопросы безопасности перевозок решит вход через переднюю дверь?

 

Сегодня все мы – пассажиры

автобусПервыми, кого мы призвали к ответам, стал отдел дорожного хозяйства и пассажирских перевозок администрации Петропавловска. Начальник этого отдела Виталий Дубелевич честно признался, что вводить систему нового входа-выхода с 1 февраля 2016 года городская администрация не собиралась, хотя автобусники просили об этом неоднократно. «У нас нет нормативной базы, на которую опиралось бы такое решение, – сказал Виталий Дубелевич, – поэтому оно и не может быть оформлено в виде постановления главы городского округа либо в виде другого документа, выходящего из мэрии. Мы предлагали перевозчикам подождать до конца 2016 года, к которому такая база уже была бы доработана. Тогда при проведении нового конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки в Петропавловске, мы бы могли включить порядок посадки-высадки и обилечивания пассажиров в новые договоры с перевозчиками. Но Камчатский транспортный союз ждать не захотел и ввел новую систему своим решением. Запретить им это сделать мы не можем».

Картина получается более чем интересная. В Камчатский транспортный  союз входят восемь предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Все они работают на территории Петропавловска. И эти восемь перевозчиков враз скомандовали всем жителям города, куда входить и откуда выходить. При этом автобусники на 100 процентов уверены в том, что они правы и апеллируют к Гражданскому кодексу РФ, говоря о том, что любой гражданин, пока он не оплатил проезд и не приобрел билет, не считается пассажиром. А раз ты не пассажир, то водитель и транспортная компания за тебя, твои жизнь и здоровье, а также за качество услуги по перевозке ответственности не несут. Такие комментарии мы получили непосредственно от президента Камчатского транспортного союза Алексея Сергеева.

«Пассажиры начинают оплачивать проезд водителю, готовясь к выходу, – сказал Алексей Сергеев, – то есть тогда, когда автобус еще не остановился. Водитель принимает деньги, отсчитывает кому-то сдачу, отвлекается от дороги и может попасть в ДТП». Кроме того, по словам Сергеева, жители Петропавловска не первый год обращаются к самим перевозчикам с многочисленными жалобами на то, что творится в общественном транспорте города. Граждане маргинального вида входят в салоны автобусов, находясь в алкогольном опьянении, сквернословят, оскорбляют пассажиров, вступают в перепалки и всячески нарушают общественный порядок.

«Мы хотим, чтобы при входе пассажиров через переднюю дверь автобуса водитель имел возможность хотя бы визуального их осмотра на предмет алкогольного опьянения, попытки провоза каких-то подозрительных предметов в автобусе и мог своевременно на это среагировать. Сейчас, если такой гражданин вошел в автобус, водитель может исправить ситуацию только спустя две-три остановки, если увидит нарушение порядка сам или ему пожалуются другие пассажиры», – сказал Сергеев.

Возникает вопрос: как именно водитель автобуса должен отреагировать на попытки нетрезвого человека или человека с канистрой, например, бензина, войти в автобус? Оказывается, он должен словесно, не применяя физической силы, воспрепятствовать входу такого пассажира в салон. Причем автобус не сдвинется с места до тех пор, пока такой пассажир его не покинет. То же самое произойдет, если в салон попытается зайти пассажир, не оплативший проезд. Так, по крайней мере, видят картину нововведения сами автобусники.

Подход к решению проблемы, конечно, весьма интересный. Получается, что сегодня горожане, садясь в автобус и расплачиваясь на выходе, статус пассажира не приобретают. Договорились даже до того, что в случае ДТП пострадавшим, у которых на руках не окажется билетов, страховая компания может отказать в выплате компенсации за причиненный здоровью ущерб. Конечно, у нас в российской действительности все может быть, но не стоит забывать, что тот же самый Гражданский кодекс предусматривает и устную форму любого договора. А поэтому раз уж мы сели в автобус, который не просто так остановился на муниципальной остановке, то не наша вина в том, что в автобусе отсутствует кондуктор, а билет нам предлагают найти самостоятельно, потому что он висит где-то около водителя. Мы все равно пассажиры – и никто у нас этого статуса не отнимет.

 

Предъявите билет!

автобусКстати, вопрос с обязательной раздачей пассажирам билетов – тоже не праздный. Сейчас, например, билеты пассажирам даже на выходе никто не вручает – их предлагается брать самостоятельно. Но позвольте! По сути, билет в автобусе сродни фискальному чеку в магазине: он подтверждает внесение платы за проезд, а стало быть, выдать его должны обязательно.  Любой кондуктор принимает от пассажира плату только в обмен на билет. Он же, билет, является своеобразным отчетным документом по отношению к владельцу автобуса. Как иначе узнать, сколько тот или иной автобус перевез в день пассажиров, если не по количеству проданных билетов? Кому мы сегодня отдаем деньги, оплачивая проезд, – водителю или собственнику автобуса? Непонятно. Ясно лишь то, что никто из транспортников не проводил анализа этой ситуации. Ответить на вопрос о том, сколько денег сейчас собирают автобусники с пассажиров, каков вообще пассажиропоток и какой рост собираемости ожидается от введения новой системы входа-выхода, никто не может.

Резюмируя все вышесказанное, можно вспомнить старое сравнение подхода к решению подобных проблем в разных странах. Где-то асфальтируют дорожки в тех местах, где люди уже протоптали тропинки, а где-то ставят на таких тропинках запретительные знаки и заставляют ходить в обход по уже заасфальтированным согласно какому-нибудь генплану. С нашими пассажирскими перевозками, похоже, все именно так и происходит.

В Советском Союзе людям было удобно заходить в автобус в любую дверь, бросать плату в специальный аппарат и откручивать себе билет. «Зайцев» осуждали в обществе, гоняли контролеры. Быть «зайцем» было стыдно. Почти в каждом автобусе висел осуждающий плакат на эту тему. Власти воспитывали граждан, призывая к их сознательности, и контролировали эту сознательность одновременно. Так же удобно было гражданам покупать талоны на проезд и компостировать их в автобусах. Обе системы почему-то умерли вместе с передачей пассажирских перевозок в частные руки. Наступила полная неразбериха.

Сегодня неразбериху пытаются решить каким-то кривым путем. Входить только в первую дверь, платить за проезд опять водителю, ждать на улице, пока он отсчитает сдачу впереди стоящим и произведет их «визуальный» осмотр на предмет благонадежности. Удобно? Скорее нет, чем да. Цивилизованно? Не очень. Почему? Потому что нет системного и продуманного подхода, решение принято однобоко и непонятно, чьи интересы при этом учитывались.

 

Вместо послесловия

В отделе дорожного хозяйства и пассажирского транспорта городской администрации нам сообщили, что существует устная договоренность с автобусниками о том, что в случае массовых отрицательных отзывов пассажиров вводимая 1 февраля система входа-выхода будет отменена. В транспортном союзе, в свою очередь, заверили в том, что обязанность выдать пассажиру билет вменяется водителям автобусов вместе с введением этой системы. Первое февраля не за горами. Мы ждем от жителей Петропавловска отзывов о новшествах и готовы вместо администрации города и транспортников все-таки провести опрос общественного мнения по вышеописанной проблеме.

 

Светлана СОЛОВЬЁВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.