Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Керамический вулкан Ольги САМОЙЛОВОЙ

20:50
3460

Финишировала гонка «Берингия», расширенная в 2022 году этнокультурным блоком «Берингия: лицом к лицу с Севером», который прошёл при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Программа фестиваля с обширной просветительской миссией оставила яркий след в сердцах жителей Камчатки, прикоснувшихся к впечатляющему празднику. Большим событием в жизни края стала и выставка в КВТЦ «Сказочная Камчатка», на которую съехались гости и мастера со всего полуострова.

На одной из многочисленных площадок выставки обосновалась хозяйка творческой студии керамики «Лепилка» из Эссовского сельского поселения Ольга Самойлова. Студия эта примечательна ещё и острой социальной направленностью: в ней обучаются искусству создания глиняной посуды люди с ограниченными возможностями здоровья.

РУЧНАЯ РАБОТА

На керамическом вернисаже корреспондентов «Камчатского края» и гостей выставки привлекли не похожие друг на друга штучные изделия с символикой «Берингии».

– На выставке мы видим посуду с берингийской тематикой. Откуда взялась сама идея, формы, цвета? Что входит в набор?

– Это новая серия – берингийские кружки. В этом году к такому большому событию, как «Берингия: лицом к лицу с Севером» были специально разработаны символы, и я решила воспользоваться ими для того, чтобы украсить кружки из керамики, слепленные вручную. Здесь изображены логотипы, которые сопровождают весь фестиваль. Каждая кружка уникальна и неповторима, потому что это ручная работа, а не штамповка. Я использую местную глину и совмещаю её с привозной.

– У вас продаются наборы, или можно по отдельности что-то приобрести?

– Да, есть и наборы, и единичные изделия. Например, кружка с блюдцем или тарелкой. Есть старые коллекции. Например, океаническая – «Мой океан». В ней присутствует имитация песка. Есть кружки и магнитики с настоящим вулканическим пеплом из вулкана Шивелуч.

– Что, помимо глины, вы используете в своём творчестве?

– Я использую смесь из местной и привозной глины. Все яркие кружки, которые здесь представлены, полноценны для использования в современных реалиях. Сюда можно наливать кипяток, мыть их в посудомоечной машине, подогревать налитые в них напитки в микроволновке.

Дело в том, что наша местная глина по своему химическому составу таких экстремальных нагрузок не выдерживает, поэтому я применяю привозные добавки, чтобы укрепить и улучшить свойства материала для изготовления керамических изделий, отвечающих всем современным требованиям. Тем не менее основа у нашей керамики местная! А для сувениров, магнитов использую пепел вулкана Шивелуч. Он у нас один из самых активных, постоянно дымит и кидается пеплом на достаточно большом расстоянии. Мой брат работает гидом, он периодически ездит с туристами к подножию вулкана и снабжает меня пеплом – просто собирает его в пакет. Это несложно, далеко от исполина, в опасную близость к вулкану подходить не надо. Пепел выпадает даже в посёлках, например, в Ключах. Так что ничего опасного в его сборе нет. Всё очень прозаично: на вулкан за материалом не взбираемся.

ГЛИНЯНАЯ ИСТОРИЯ

– Где всё-таки достаёте материал для лепки?

– Глину добываю севернее, за Мильковом, там она хорошего качества. Местное население наше, до прихода сюда казаков, лепило из неё посуду, у коряков и ительменов были глиняные горшки, которые представлены в краеведческом музее.

Кстати, в своей работе я опираюсь на раскопки, которые проводились в 90-х годах в Усть-Камчатском районе, там находили глиняные черепки, и на их основании воссоздавалась форма древней национальной утвари и способы её использования, а также украшения. Для воссоздания местной посуды у меня есть отдельный проект, который несколько лет назад я назвала «Камчатка – земля легенд», и занималась как раз реконструкцией исторической посуды. Есть, конечно, и современное прочтение, как её сейчас можно применять. Например, для того, чтобы лепить горшки, не использовали гончарный круг, а лепили вручную и обжигали на костре. Технология известная, глина распространена по всему миру и она – неотъемлемая часть любого этноса.

К сожалению, когда Петропавловск стал центром, столицей Камчатки, то глины возле города, подходящей для лепки посуды, не оказалось. Её использовали для создания кирпичей, и в городе сохранилось несколько зданий, сделанных из кирпича на основе местной глины. Глину копали в районе реки Паратунки и использовали её для того, чтобы класть печи, это было на рубеже 19–20 веков. Кстати, у нас здесь даже в 80-е годы открывался керамический завод, который производил горшки и кружки, но для их изготовления использовалась на 70 процентов привозная глина из Приморского края, и только на 30 процентов – местное сырьё из карьера в районе реки Паратунки.

Я же копаю светлую глину в Усть-Камчатском районе. Ещё хорошая глина есть в районе посёлка Ивашка. Но это очень далеко на севере.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ

– Ольга Александровна, вы столько знаете о глине… Откуда?

– Мои дедушка и бабушка были геологами, занимались составлением геологических карт с залежами полезных ископаемых, и про глину там было много полезных сведений. Поэтому у меня и есть представление о том, где, какие залежи есть на Камчатке, по химическому составу и физическим свойствам. Ведь у каждого природного материала есть свои особенности, своя память и специфика. Это всё нужно знать, чтобы получилась яркая краска, например, чтобы ничего не разбилось, и вылепленное изделие можно было полноценно использовать. Достаточно много тонкостей. Я уделила изучению свойств глины немало времени. Около 20 лет это было моё хобби, а последние 10 лет я уже серьёзно этим занимаюсь, открыла свою мастерскую, куда может прийти любой желающий и попробовать свои силы, слепить что угодно вручную, за гончарным кругом.

– А забрать с собой можно?

– Да, но не сразу. Это глина, она несколько дней сохнет, потом её нужно обжигать, сначала при одной температуре, потом при другой. Финальная температура обжига, например, у этих кружек – 1 300 градусов, больше, чем в жерле вулкана. То есть лаву использовать не получится, она расплавится при температуре около 900 градусов. Поэтому в моих кружках нет составляющих лавы из вулканов.

…Но сравнить деятельность мастера с постоянно «работающим» вулканом всё-таки можно. Потому что фонтанирующая фантазия и азарт мастера из Быстринского района приносят закономерный результат. Напомним, что основатель творческой студии керамики «Лепилка» Ольга Самойлова стала финалисткой конкурса «Доброволец России – 2020» в номинации «Вдохновленные искусством». Её проект по обучению людей с ограниченными возможностями здоровья искусству создания глиняной посуды стал одним из 210, попавших в финал всероссийского конкурса. Сегодня мастерскую Ольги Самойловой посещают камчатцы всех возрастов и особенностей здоровья, желающие своими руками создать глиняный шедевр. И у них получается.

КСТАТИ

Ровно год назад, в марте 2021 года, с основателем творческой студии керамики «Лепилка» Ольгой Самойловой и её учениками встретился губернатор Камчатского края Владимир Солодов. В ходе встречи руководитель студии рассказала о технологии лепки из глины, материалах и сложностях гончарного дела на Камчатке.

«Эта студия – один из лучших примеров социального предпринимательства. Здесь очень активно реализуются проекты, которые направлены на вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в простую, но важную работу руками с глиной. Сегодня мы договорились, что будем дальше работать по продвижению, развитию и реализации тех практических планов, которые сейчас предприниматели перед собой ставят», – сказал глава региона. И добавил: «Будем прорабатывать вопрос создания единого творческого пространства. Мастерские смогут активнее развиваться, обмениваться опытом, вдохновляться работами друг друга и развивать разные форматы работы».

И сегодня таким пространством стала «Сказочная Камчатка», объединившая уникальных национальных мастеров всего Камчатского полуострова.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.