Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей ВАХРИН: Моими камчадалами занимаюсь всю жизнь

01:20
5789

«13 июля 1697 года в долине реки Камчатки Владимиром Владимировичем Атласовым был установлен поклонный православный крест в знак того, что теперь это «земля российского владения». Это цитата из отзыва Владимира Солодова на книгу камчатского писателя и краеведа Сергея Вахрина «Камчатка – Россия – Мир. 325 лет вместе с Россией». Книга вышла в издательстве «Камчатпресс» в преддверии 325-летия соединения Камчатки с Россией.

В уникальном издании собрана родословная самых известных камчатских фамилий – истории этих семей Сергею Вахрину удалось разыскать в архивах. Землепроходцы, вожди, «камчадалы русской крови» и герои Русско-японской войны – потомки этих людей и сегодня живут среди нас. Они – живая история Камчатского края.

В книге много красочных иллюстраций – документальных и художественных. Корреспондент издательства встретился с краеведом, автором книги «Камчатка – Россия – Мир. 325 лет вместе с Россией» в просветительском центре «Страна рыбы и рыбоедов».

– В книге собран материал о коренных родах Камчатки, которые просуществовали на полуострове с момента объединения Камчатки с Россией. Как же складывались обстоятельства вхождения Камчатки в состав России?

В то время ясак, налог, который брали главным образом пушниной, собирали по всей Сибири. Пушнина была весомой частью казны нашего государства, важным экономическим фактором развития самой империи. Само по себепоявление первых русских на полуострове весьма любопытно: согласно историческим документам, верховный вождь принял их «весьма благосклонно», помог собрать огромное количество пушнины и отпустил: «Абы чтобы они больше не приходили».

Но русские пришли снова, вместе с Владимиром Атласовым. В верховьях долины реки Камчатки атаман основал первое русское поселение – Верхнекамчатское зимовье. И вступил в союз с верхнекамчатскими камчадалами против нижнекамчатских.

– Внутренние распри?

– Совершенно верно! Межплеменные отношения были сложными, например, айны добирались до Ичи и воровали себе невест. Но союз камчадалов долины реки Камчатки и казаков продолжил существовать, многие из них породнились, пошли дети… Вот какая смесь! Ситуация с камчатскими племенами и казаками была сложной и многогранной, со множеством нюансов.

– Когда вы говорите камчадалы – кого имеете в виду?

– Имею в виду коренных жителей Камчатки, всех – и авачинских, и большерецких, и западнокамчатских – до 1926 года всех их называли камчадалами.

Оказалось, что Камчатка, по сути дела, до 1917 года – это единая семья народов. Ведь казаки брали в жёны коренных камчадалок – а кого ещё им было брать? Казаков пришлых было около 200 человек мужчин, а камчадалов –тысячи.

В этой книге я показываю как раз этносы, имеющие исключительную историческую ценность, это надо сохранять.

В Русско-японской войне на Камчатке именно народное ополчение сохранило полуостров за Россией. Казалось бы, прошло всего 100 лет. Но восприятие того, что это наши родственники, наши деды, потеряно. Я коснулся и Великой Отечественной войны – Курильского десанта. То же самое! Как правило, парни 18–20 лет, призванные в армию с Камчатки и погибшие на фронте, не образовали собственной семьи. А их семьи во втором и третьем поколении их уже не помнят…Эту историческую память надо восстанавливать!

– Как вы думаете, почему так происходит?

– Причин много. Одна из них – политические репрессии 30-х годов прошлого века. Люди боялись рассказывать о своих родовых корнях, потому что не понимали, за что их могут наказать. Репрессии на Камчатке были очень серьёзные, некоторые семьи практически полностью под них попадали – например, Лонгиновы, Флетчер, Косыгины. А если вспомнить, что население Камчатки до революции было всего 10 тысяч человек, то можете себе представить, какое соотношение это было! Сейчас потомки тех камчадалов говорят: «Мы спрашивали бабушку и дедушку, а они ничего не рассказывали: стена, табу!»

Это же связано и с современностью. Почему сегодня у нас оказалась такая мощная пятая колонна? Артисты, деятели культуры бегут за рубеж. Люди, которые потеряли свои исторические корни, не осознают своего будущего, не понимают, ради чего и зачем они живут! Это проблема оказалась в маленьком таком вот сгустке народа – моих камчадалах, которыми я всю жизнь занимаюсь.

В этой книге у меня 60 родов. Там они разделены: коренные камчадалы и камчадалы русской крови.

ПОТОМКИ ВОЖДЯ

– Почему вы решили взяться за эту тему? Как долго собирали материал и готовили книгу?

– По сути, занимаюсь этим всю жизнь. У меня и в других книгах выходят родовые очерки. А почему – история очень простая. У меня был друг детства и юности, Витя Кузнецов: коренной камчадал, и он страшно этого стеснялся. Дело в том, что Усть-Камчатск, где прошло моё детство, – это казачье поселение. И там среди потомков казаков по отношению к камчадалам сохранялось некое высокомерие. А у Вити папа был, ну, просто типаж камчадальский. И Виктор был очень на него похож, хотя мама у него – русская. В итоге это привело к его трагической гибели…

Я стал интересоваться историей и выяснил, что Виктор – потомок вождя, тойона Камака (он был впоследствии крещён как Степан Алексеевич Кузнецов, с тех пор Кузнецовы вошли в историю как коренные камчадалы). Камак играл исключительно важную роль для русских казаков. Вообще, в истории Камчатки много интересного. Например, наш камчадал Яков Кузнецов, потомок того же вождя, был в числе колонизаторов Мадагаскара! А вы говорите – Беринг…

РЫБА ДЛЯ РЫБОЕДОВ

– Но это один мотив моей заинтересованности историей Камчатки. Второй: я работал в Камчатрыбводе старшим государственным инспектором по профилактике правонарушений. И мы провели исследование, кто же наши камчатские браконьеры? Создали картотеку и выяснили, что раньше главными браконьерами на полуострове были коренные камчадалы и старожилы!

Я задался вопросом: почему? Оказалось, что в 1926 году камчадалов вычеркнули из списков коренных народов России. А в 1958 году, когда японцы обложили дрифтерными сетями всю Камчатку и не пропустили на нерест рыбу, правительство России приняло решение о запрете вылова лососей для личного потребления местным населением. То есть для коренных можно было, а для остальных местных – нет. Наши камчадалы как раз и попали в разряд местного населения. То есть им, рыбоедам, запретили ловить рыбу!

Это продолжалось до 1989 года, пока мы в Камчатрыбводе не подали в Камчатоблисполком докладную о том, что у нас происходит геноцид местного населения. Представьте, если ущерб природе был определён больше 450 рублей, а это 15 рыбин, человеку давали от двух до четырёх лет тюрьмы. Мы пересажали мужскую часть коренной Камчатки!

В 1989 году, на первом съезде коренных народов Камчатки я вёл секцию «Камчадалы», подготовил серию исторических материалов. Вот так складывалась история моей любви к камчадальским родам. Я продолжал исследования и до сих пор не могу остановиться!

Сегодня у вас будет эта книга – о 325-летии воссоединения Камчатки с Россией, и вы теперь будете знать, по крайней мере, 60 родов. Там они разделены: коренные камчадалы и камчадалы русской крови.

Кстати, 100 экземпляров книги Сергея Вахрина «325 лет вместе с Россией» передано в библиотеки Камчатского края.

Сегодня книга Сергея Вахрина «Камчатка – Россия – Мир. 325 лет вместе с Россией» украсила стеллаж известного просветительского центра «Страна рыбы и рыбоедов», который был основан самим Сергеем Ивановичем в 2017 году. Подробнее об авторском музее – в одном из следующих выпусков. 

Татьяна Боева

Сергей ВАХРИН: Моими камчадалами занимаюсь всю жизнь 0Сергей ВАХРИН: Моими камчадалами занимаюсь всю жизнь 1Сергей ВАХРИН: Моими камчадалами занимаюсь всю жизнь 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.