Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Героическая история – в памяти камчатцев

11:20
3288

В августе прошлого года Виктор Маркиянович ДЕНИЩЕНКО, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов, Почетный житель Петропавловска-Камчатского, отметил свое 90-летие.

Сегодня ветеран Денищенко по-прежнему в строю, на передовых рубежах активной общественной и патриотической работы. К праздничной дате – 276-й годовщине со дня образования любимого города – Виктор Маркиянович подготовил публикацию о героической обороне Петропавловска в 1854 году. Опираясь на исторические материалы, он вспомнил о событиях, которые предшествовали и сопровождали нападение англо-французской эскадры на маленький Петропавловский порт. Во многом благодаря этой битве, столица Камчатки получила почетное звание «Город воинской славы».

«Эта героическая история навсегда осталась в памяти русского народа. Мы с большой благодарностью вспоминаем воинов Петропавловского гарнизона, которые, несмотря на численное преимущество врага, бесстрашно защищали этот золотой край. Благодаря им мы живем на нашей славной Камчатке», – написал Виктор Маркиянович.


Военные действия в Тихом океане. Амурский вопрос. Адмирал Невельской. Петропавловский бой

Постоянные кругосветные плавания судов военного флота и Российско-американской компании, беспрерывно продолжавшиеся во времена царствования императора Александра I, с вступлением на престол Николая Павловича не носили уже того регулярного характера, но все же сношения наши с отдельной американской колонией и в эту эпоху не прерывались, и время от времени из Кронштадта отправлялись небольшие транспорты для перевозки грузов на Камчатку. Но главным вопросом относительно этой далекой окраины был Амурский вопрос, поднятый в 1844 году по личной инициативе императора Николая I.

В следующем году, по Высочайшему повелению, к устью Амура для выяснения вопросов доступности реки с моря и ее судоходности был отправлен небольшой бриг Российско-американской компании «Константин» под командованием поручика корпуса флотских штурманов Александра Гаврилова. Неуспех этой кампании побудил Николая I с горечью отказаться от попыток приобретения Амура, что было выражено резолюцией государя на докладе об экспедиции Гаврилова: «Весьма сожалею. Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить».

Но вопросу этому не суждено было теперь умереть. Горячим защитником и проповедником идеи судопроходности Амура и доступности его с моря явился молодой капитан-лейтенант Геннадий Невельской, основывавший свое мнение на глубочайшем изучении всех экспедиций и исторического материала о реке Амур. Отправляясь в 1849 году командиром транспорта для перевозки грузов «Байкал» в только что основанный на Камчатке порт Петропавловск (вместо упраздненного Охотского порта), капитан-лейтенант Невельской испросил разрешение исследовать по приходе в Тихий океан устья Амура. В результате его работ оказалось, что Сахалин, который все до этого времени считали полуостровом, закрывшим со стороны Камчатки сообщение с Амуром, есть остров, отделенный от материка судоходным проливом. Что Амурский лиман имеет два доступных входа со стороны моря: из Татарского пролива и Японского моря.

При широком содействии и покровительстве генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева, впоследствии графа Амурского, и полном сочувствии и одобрении Николая Павловича деятельность Геннадия Невельского не ограничилась исследованием только реки. Он изучил дипломатические документы об отношениях с Китаем со времен Нерчинского договора (27 августа (6 сентября) 1689 года), изучил быт всех племен, живущих по берегам Амура, убедившись при этом, что они не платят дань Китаю, и энергично поднял вопрос о присоединении всего Амурского края к России.

В виду этого для переговоров с Китаем в 1851 году на фрегате «Паллада» был отправлен чрезвычайный посол вице-адмирал Евфимий Путятин. В следующих 1852-1853 гг. для усиления наших морских сил в Тихий океан были направлены фрегаты «Диана» и «Аврора».

В начале 1853 года Россия вступает в Крымскую войну, происходит разрыв дипломатических отношений с Англией и Францией.

Ясно понимая, насколько важно до военных действий достичь нашего побережья и, главное, Петропавловска, где приход лишнего корабля значит слишком много для обороны, в апреле 1853 г. фрегат «Аврора» под командованием капитана II ранга Ивана Изыльметьева выходит в направлении Камчатки. Тогда Изыльметьев и совершил небывалый в истории переход вокруг мыса Горн, пересекши по диагонали Тихий океан, и 19 июня пришел в Петропавловск. Переход в 9 тысяч миль, совершенный за 66 дней, без захода в порты, тяжело достался команде фрегата. По прибытии в порт на нем не было почти ни одного здорового человека. Через месяц, 17 июля, в Петропавловске было получено известие о начале военных действий с Англией и Францией.

Деятельно начал готовиться маленький гарнизон к достойной встрече врага. 18 августа 1854 года в Авачинскую губу вошла неприятельская эскадра. В ее состав входили следующие суда: фрегат «Президент» (52 пушки), фрегат «Пайк» (44 пушки), пароход «Вираго» (6 бомбовых орудий), фрегат «Форт» (60 пушек), фрегат «Евридика» (32 пушки), бриг «Облигадо» (18 пушек).

Против этой эскадры Петропавловск мог выставить лишь один фрегат «Аврора» с 12-ю пушками, военную транспортную бригантину «Двина», да на берегу для защиты порта было устроено 6 батарей, для вооружения которых пришлось снять бортовые орудия с одной стороны каждого судна. Гарнизон Петропавловска под началом генерал-майора Василия Завойко состоял из 5-ти штаб-офицеров, 37-ми обер-офицеров и порядка 900 человек личного состава.

После 2-дневной рекогносцировки и приготовления к бою неприятель 20 августа начал громить наши батареи, принудив две из них – № 1 и № 4 – умолкнуть. Но все попытки неприятеля высадить десант на берег были отражены, и неприятельский флот вынужден был удалиться из-под выстрелов наших батарей. Через 4 дня, 24 августа, соединенная эскадра вновь возобновила свои действия, разгромив батареи № 3 и № 7, в 2-х ботах и 23-х шлюпках высадив десант. Но дружной атакой, штыками стрелкового отряда гарнизона десант был сброшен обратно в море, откуда с большим уроном отступил к своим гребным судам. Вслед за этим союзная эскадра вновь вынуждена была отступить, покинув границы Авачинской губы.

Итоги военной кампании на Тихом океане оказались ошеломляющими. Отлично снаряженная объединенная англо-французская эскадра с корпусом морской пехоты на борту не смогла взять штурмом слабо укрепленный город-порт. Морские пехотинцы, к стыду своему, в бою потеряли знамя. Потери со стороны неприятеля превысили 400 человек убитыми и ранеными, в то время как камчатские воины потеряли 40 человек и 65 солдат были ранены.

Выследив и заперев русскую эскадру в заливе Де Кастри, английские и французские адмиралы «проспали» выпавшую им удачу и упустили русских. Вот здесь и пригодились имевшиеся у русских исследования капитан-лейтенанта Невельского. Отсутствие у неприятеля точных карт и сведений, которые подтверждали бы, что Сахалин не полуостров и существует судоходный пролив к северу, заставило командующего эскадрой контр-адмирала терпеливо ждать появления русских кораблей «из залива». Но они так и не появились. Русская эскадра бесследно исчезла.

Получив донесение о славном и героическом подвиге воинов маленького гарнизона города Петропавловска, государь император пожаловал щедрые награды защитникам.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.