Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ, или МУТНОВКА ОТКЛЮЧИЛАСЬ…

09:35
5181

Циклоны приносят на Камчатку огромное количество осадков и ураганный ветер. Нередко это приводит к коротким замыканиям на линиях электропередачи.

Для электромонтеров службы высоковольтных сетей филиала ПАО «Камчатскэнерго» «Центральные электрические сети» это означает, что после циклона надо быть готовыми выехать на обследование какого-то участка ЛЭП. Они – глаза инженерно-технического персонала. Их задача – найти, увидеть, оценить и передать точную информацию для принятия дальнейших решений по ремонту поврежденного участка.

Перед созданной еще в 1970 году службой высоковольтных сетей всегда стояла главная задача – обеспечение безаварийной работы электрооборудования, своевременное и качественное выполнение ремонтно-восстановительных работ на объектах электросетевого имущества, повышение уровня технической эксплуатации электрооборудования.

Начиналось все с обслуживания линии протяженностью всего 10 км и напряжением 110 кВ.

«Наша служба – это костяк предприятия, – говорит Сергей Валерьевич Ефимов, начальник района высоковольтных сетей. – У нас в обслуживании очень большой район. Наши высоковольтные сети начинаются от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, проходят через Петропавловск-Камчатский, Елизово и уходят в Мильково и на западное побережье Камчатки до пос. Октябрьского. Также наши сети идут до ЗАТО Вилючинск и к Мутновской ГеоЭС.Протяженность всех ЛЭП около 780 километров. То есть, на нас держится половина полуострова. Кроме того, у нас в обслуживании находится большая часть высоковольтных подстанций, где мы проводим ремонт и обслуживание высоковольтного оборудования».

В этой профессии есть своя героика и романтика, обусловленные важностью работы для жителей полуострова. «Однажды в половодье мы поехали осматривать ЛЭП: река промыла новое русло и течет через опору, – вспоминает первый начальник этой службы Леонид Александрович Безотечество. – Уже половина основания опоры была размыта. Требовались срочные меры, иначе через два часа опору смоет. Мы решили использовать способ подмыва рекой деревьев. Всю ночь боролись, рубили деревья. Немного поспим и опять работаем. Из подхваченных рекой деревьев сформировали перед опорой искусственный островок, а река стала намывать под него гальку. И опора устояла, не рухнула».

Сначала для осмотра и ремонта линии электропередачи использовали тягачи и лыжи. Чуть позже Горьковскому автозаводу был заказан снегоход ОННЛВМ. На жестких снегах ему равных не было: скорость 60 км/час, двигатель бензиновый, вместо гусениц – шнеки. Он хорошо преодолевал склон в 45 градусов, перевозил трех человек. А в 1975 году подразделение получило для работы первый «Буран». В те годы энергетики могли себе позволить и вертолетные облеты линий электропередачи. Сегодня об этом даже не приходится и мечтать.

Центральным электрическим сетям пришлось хорошо потрудиться, чтобы при камчатских ветрах в здешних климатических условиях линии электропередачи функционировали устойчиво. Большая заслуга в этом В.А. Савчука, Л.А. Безотечество, В.П. Леонардова, которому больше всех приходилось работать при строительстве линии электропередачи.

Работа в службе высоковольтных сетей нередко требует от специалистов творческих решений. Когда запускали в работу ЛЭП до Мильково, первое время случались поломки. Из-за обледенения вес провода значительно увеличивался, и зажим заводского изготовления не выдерживал его. Руководство «ЦЭС» писало на завод, оттуда отвечали, что по их расчетам провод не должен выпадать из зажима. Тогда электромонтеры придумали свое крепление на болтах и вскоре забыли про эту проблему. Была проблема и на мутновской линии: при ветре 55 м/с провод приближался к траверзу. С завода-изготовителя отвечали: провод не должен доставать траверз. А пока шла переписка, специалисты службы высоковольтных сетей, не дожидаясь расчетов заводских инженеров, стали сами подвешивать балласты. В итоге с завода подтвердили, что на 57 опорах действительно нужно повесить балласт от 200 до 300 кг.

Гололед на проводах ЛЭП может вызывать «пляску» проводов. Такое случается на участке ЛЭП, идущему по горному плато к Мутновским ГеоЭС. Такой гололед вызывает закручивание-раскручивание проводов, которые входят в резонанс и в итоге вызывают сильную ударную нагрузку. Если линия в течение 10–12 часов не успокоится, то может произойти разрушение линейной арматуры.

Чтобы исключить «пляску» проводов, в проектах ВЛ предусматривается навешивание специальных грузиков на провода на определенном расстоянии, чтобы избежать схлестывания. Но на мутновской линии потребовалось применить дополнительно межфазные изолирующие распорки. Проблема была в том, что производители выпускали варианты распорок для треугольной подвески проводов, а на Камчатке она горизонтальная. Л.А. Безотечество изготовил распорки самостоятельно. Они были установлены на самых опасных участках ВЛ-201 в районе плато вулкана Горелого. В последние годы здесь же все стеклянные изоляторы заменили на полимерные 4 поколения. Но и они не позволили пока полностью решить проблему. Если стеклянные просто раскалывались, то полимерные плохо работают на изгиб и в итоге тоже ломаются. В этом случае требуется отключить линию и в максимально сжатые сроки добраться на горное плато и произвести замену изолятора, чтобы Мутновские ГеоЭС не простаивали без работы.

Все виды работ в службе высоковольтных сетей, включая эксплуатационные, аварийные и аварийно-восстановительные, выполняют всего 6 человек из линейной бригады, включая сварщика. Практически все электрослесари имеют высшее специальное образование и разряд не менее четвертого.

«Я сюда пришел работать в 1998 году на должность электрослесаря по ремонту распределительных устройств, – рассказывает Сергей Валерьевич Ефимов. – В итоге дослужился до начальника энергорайона высоковольтных сетей. Прошел все ступени от рабочего, мастера, начальника группы подстанций до начальника района. Я получил очень много знаний и опыта от старших специалистов Константина Муравьева, Дмитрия Давлетшина и сегодня пытаюсь передавать все это своим электрослесарям. У нас тут, без преувеличения, кузница высокопрофессиональных кадров. Да и сам коллектив очень дружный».

Когда происходят аварии на мутновской линии, то работники службы выезжают туда всем составом. «Самый сложный участок – это 23 километра от Вилючинского перевала до станции. Ветер здесь может достигать 50 метров в секунду, поэтому чаще всего происходит повреждение линейной изоляции. Мы уже что только не перепробовали, чтобы исключить эти повреждения. Думаю, что во всей России нет ВЛ, подверженной влиянию такого экстремального погодного комплекса», – говорит Сергей Валерьевич Ефимов.

Когда автоматика фиксирует аварийное отключение на ЛЭП в период прохождения циклонов или во время гнездования птиц (вороны очень любят устраивать гнезда на ЛЭП, затаскивая на опоры для формирования гнезд разные предметы), бригада направляется на осмотр ЛЭП. Например, поступают данные, что ориентировочно в 60 километрах от подстанции «Авача» в сторону Мутновской ГеоЭС произошло короткое замыкание. Для специалистов понятно, что это место находится на Вилючинском перевале и оно является точкой отсчета для проведения работ. От этого места в разные стороны на три километра обследуется линия. Задача электромонтеров (и по совместительству снегоходчиков) – обнаружить место короткого замыкания в виде поломанных изоляторов, участков короткого замыкания на проводе, на теле опоры, повреждения провода от воздействия какого-то дерева, которое во время снегопада под снежной нагрузкой наклонилось и коснулось провода.

Затем начинается творческий процесс взаимодействия с производителем оборудования, который заканчивается принятием решения, что делать. Если это небольшой расплет провода, то надо установить бандаж, если это следы от короткого замыкания в виде пятнышек и россыпи на проводе, тогда возможна дальнейшая эксплуатация. Ну а если это серьезное повреждение, где без линейной арматуры уже не справиться, то приходится накладывать ремонтные гильзы и методом опрессовки производить ремонт провода.

Снег – главный враг для ЛЭП. Это для непосвященного человека он похож на белое неподвижное одеяло. На самом деле снежная толща находится в постоянном движении. Происходит постоянный процесс оседания и уплотнения снега, а на склонах он начинает стекать вниз, сантиметр за сантиметром сдвигая многотонные пласты. Металлические конструкции опор оседающий снег и стекающий мнет, как бумажные. В задачи службы высоковольтных сетей входит обнаружение подверженных такому давлению опор и проведение работ по их защите. Где-то подрядчики просто откапывают снег от основания опор, где-то устанавливаются перед опорами конструкции, которые берут на себя всю нагрузку.

Случаются в работе и совсем неожиданные ситуации. Так, несколько лет назад в районе Милькова неизвестными вандалами из ружья были расстреляны изоляторы на одном из участков ЛЭП. В разгар подготовки оборудования к зиме пришлось отвлекать силы на срочное восстановление линии электропередачи.

Работы у специалистов службы высоковольтных сетей никогда мало не бывает. Сегодня к тому же вплотную стоит вопрос о строительстве двух новых ЛЭП от подстанции «Елизово» до ЗАТО Вилючинск и трех новых подстанций. А значит, к 780 километрам ответственности службы высоковольтных сетей добавятся новые десятки километров ЛЭП.


АлексейГАВРИЛОВ

КОРОТКОЕ  ЗАМЫКАНИЕ,  или МУТНОВКА  ОТКЛЮЧИЛАСЬ… 0КОРОТКОЕ  ЗАМЫКАНИЕ,  или МУТНОВКА  ОТКЛЮЧИЛАСЬ… 1КОРОТКОЕ  ЗАМЫКАНИЕ,  или МУТНОВКА  ОТКЛЮЧИЛАСЬ… 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.