20 Августа, суббота
Облачно и дождливо
ночью 12°C
днем 16°C
ветер 8.6 м/с
Завтра, 21 Августа
Пасмурно и дождливо
12 ... 19°C
ветер 8.6 м/с

Доступность ОСАГО в Камчатском крае: проблемы и решения

09:20
3540

Деятельность недобросовестных «автопосредников» и массовое распространение поддельных страховых полисов привели к уходу с рынка услуг ОСАГО в Камчатском крае ряда страховых компаний. В результате автовладельцы неделями вынуждены простаивать в очередях для покупки заветного бланка полиса.

Проблемы обеспечения доступности ОСАГО в регионе обсуждали на совещании в правительстве Камчатского края в конце ноября 2016 года. Руководители министерства транспорта и дорожного строительства края, отделения по Камчатскому краю дальневосточного главного управления Центрального банка РФ, НП «Автомобильный союз Камчатка» и представители автостраховщиков сошлись во мнении, что ситуация с доступностью полисов ОСАГО негативно сказывается на социальной обстановке в регионе. Какие варианты ее решения существуют сегодня, попытались разобраться журналисты «Камчатского края».


Кто такой «Единый агент»?

Летом 2016 года в целях обеспечения доступности услуг ОСАГО в России запущена так называемая система «Единый агент», позволяющая страховой компании продавать полисы ОСАГО от имени других страховщиков. Участие в многостороннем соглашении является обязательным для всех членов Российского союза автостраховщиков (РСА). Продажи полисов «Единым агентом» осуществляются уже в 16 регионах.

Включение Камчатского края в перечень регионов, где работает система «Единый агент РСА», могло бы снизить социальную напряженность, вызванную дефицитом услуг, а также исправить ситуацию с оборотом поддельных полисов ОСАГО. Однако для вступления в систему необходима инициатива региональных властей, которая пока находится в стадии проработки: министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края готовит соответствующие документы для направления их в Банк России.


Электронный полис сделает ОСАГО доступнее

1 января 2017 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, инициированные Банком России, согласно которым все страховщики ОСАГО обязаны заключать договоры ОСАГО в виде электронного документа на всей территории Российской Федерации. Это означает, что услугу по заключению договора ОСАГО в электронном виде (онлайн) страховщики будут обязаны предоставлять любому автовладельцу.

Электронные продажи призваны существенно повысить доступность услуги ОСАГО и поднять сервис страховщиков на качественно новый, отвечающий современным требованиям финансового рынка уровень. Кроме того, регулятор определил требования к бесперебойности и непрерывности работы сайтов страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) при электронных продажах полисов ОСАГО. Так, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания будет обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 8.00 по московскому времени.

Страхователям с 1 января нового года для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа необходимо будет заполнить на официальном сайте страховой компании соответствующее заявление и уплатить страховую премию с помощью банковской карты, через электронную платежную систему или интернет-банк, если такая возможность предоставлена страховщиком на данном сайте.

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик по электронной почте должен будет направить страхователю страховой полис, а также разместить его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также сможет быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если, например, в течение срока его действия изменятся сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора. Распечатанный страховой полис должен будет содержать сведения о сертификате электронной подписи страховщика, что позволит проводить проверку его подлинности сотрудниками ГИБДД. Кроме того, при желании автовладелец сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).


«Период охлаждения» – вам в помощь

При этом важно помнить, что в связи со сложившейся в ряде регионов РФ негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при обращении граждан с целью заключения договоров ОСАГО, Банком России был введен «период охлаждения» в страховании.

«Период охлаждения» составляет не менее 5 рабочих дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

«Период охлаждения» – это срок, в течение которого гражданин вправе расторгнуть договор добровольного страхования и вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления, при этом страхователь имеет право выбирать и удобный для себя способ получения уплаченной страховой премии – в наличной или безналичной форме.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков, а также ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта.


И снова о «бесплатном сыре»

Особого внимания заслуживает тема распространения в регионе предложений о продаже полисов ОСАГО по значительно заниженным ценам. Жителям края необходимо помнить о том, что страховые организации не вправе применять страховые тарифы, не соответствующие требованиям Банка России, а установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Таким образом, продажа полисов ОСАГО по заниженным ценам изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов.

Приобретение и использование поддельного полиса ОСАГО не обеспечивает страхование ответственности при наступлении ДТП.

Во избежание приобретения нелегального/поддельного полиса ОСАГО необходимо проверять наличие у страховой компании лицензии, действующей на момент оформления полиса. Сделать это можно на официальном сайте Банка России cbr.ru в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».

Кроме того, при приобретении полиса ОСАГО у страхового агента, выступающего от имени страховой организации, необходимо проверить наличие у него соответствующей доверенности. Идентифицировать страхового агента в качестве лица, с которым у страховой организации заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием, можно на официальном сайте страховой организации.

Проверить действительность страхового полиса можно на официальном сайте РСА в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: autoins.ru.

Приобретение и использование заведомо поддельного полиса либо незаполненного бланка полиса ОСАГО может квалифицироваться как противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ.


Куда обращаться с жалобами

На официальном сайте Банка России (cbr.ru) в круглосуточном режиме работает интернет-приемная, куда с жалобой на неправомерные действия страховщика может обратиться любой житель края.

Между тем сегодня основная масса жалоб по поводу отказов представителей страховых организаций в заключении договоров ОСАГО, а также навязывания дополнительных услуг при их заключении направляются гражданами без предоставления каких бы то ни было доказательств (документальных, свидетельских показаний, аудио-, видеозаписей и т. д.), что значительно усложняет процесс привлечения к ответственности страховщиков. Поэтому рекомендуем тем, кто столкнулся с неправомерными действиями представителей страховых компаний, предоставлять вместе с жалобой соответствующие доказательства – в этом случае вероятность положительного решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, будет значительно выше.

Если вы хотите узнать об ОСАГО и правах страхователей больше, то не забудьте зайти на официальный сайт Банка России и изучить материалы в разделах «Информация об ОСАГО» и «Финансовое просвещение».


Разъяснения публикуются во взаимодействии со специалистами отделения по Камчатскому краю дальневосточного главного управления Центрального банка РФ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.