Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Маркировка икры — назад дороги нет?

15:25
9827
Фото fishnews.ru
Фото fishnews.ru

С 1 мая 2024 года производители будут обязаны наносить маркировку на упаковку икры осетровых и лососевых видов рыб и передавать эти сведения в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров.

Новая нормативка

В 2023 году маркировка осетровой и лососевой икры тестировалась в формате эксперимента. В соответствии с постановлением правительства в 2024 году она станет обязательной для всех производителей. Регистрация предприятий в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров начнется 1 апреля 2024 года. А уже с 1 мая 2024 года при вводе икры в оборот они должны наносить на упаковку штриховой код и передавать сведения об этом в систему мониторинга. Правила маркировки икры утверждены тем же постановлением.

Как сообщает Fishnews, ввод в оборот икры без маркировки возможен до 1 мая 2024 года. При этом допускается реализация икры, произведенной или ввезенной в страну до этой даты, – пока не истечет срок годности такой продукции.

Выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной икры, приобретенной ранее 1 мая 2024 года, разрешен до 31 мая 2024 года.

Кроме того, требования маркировки не распространяются на товары, упакованные в организациях розничной торговли в присутствии потребителя.

В пользу шагов к отступлению

Рыбохозяйственные объединения выступают за то, чтобы продлить эксперимент по цифровой маркировке икры как минимум до конца лососевой путины 2024 года (промысел красной рыбы завершается осенью). На текущем этапе Дальневосточный регион в тестировании в полном масштабе не участвовал, между тем заготовка лососей икры осуществляется именно там, отмечали в Координационном совете рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока.

Лососевая путина в Камчатском крае завершилась в сентябре. Большинство предприятий было уверено, что эксперимент коснется только потребительской упаковки, и не предполагало, что в его периметр попадет продукция в транспортной таре – куботейнерах, поэтому к тестированию присоединиться не успело. Об этом рассказал председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. Таким образом, на основной территории, где производится икра, тестирования не было.

«Корякморепродукт» – единственная камчатская компания, которая добровольно решила опробовать маркировку. Первопроходцы столкнулись с целым рядом проблем технического и организационного характера, отметил Владимир Галицын. Вызывает вопросы и возможность бесперебойной передачи данных из удаленных районов, и экономическая сторона внедрения цифровой маркировки – ведь эти затраты неизбежно приведут к росту стоимости продукции. А главное – производителям икры до сих пор непонятно, каким образом введение маркировки позволит бороться с контрафактной и браконьерской продукцией и почему для обеспечения прослеживаемости недостаточно ФГИС «Меркурий».

В Сахалинской области только две компании согласились протестировать оборудование для маркировки, рассказал президент региональной ассоциации рыбопромышленных предприятий Максим Козлов. Он усомнился, что при таком количестве участников можно судить об эффективности эксперимента.

«Мы думали, что куботейнеры не являются потребительской упаковкой, – объяснил логику рыбопромышленников руководитель ассоциации. – Только сейчас, узнав, что именно куботейнеры – основная цель маркировки на этом этапе, народ уже задумался». О необходимости маркировки транспортной тары никто не думал – отсюда и пассивность, подтвердил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.

Сторонники продления эксперимента считают, что пока он не будет в полном объеме проведен на Дальнем Востоке – в основном рыбодобывающем регионе страны, нельзя говорить, что внедрение цифровой маркировки пройдет безболезненно для добросовестных производителей и рынка.

Как отмечает Владимир Галицын, до сих пор остаются проблемы технического плана, решения которых промышленники на побережье просто не представляют. Есть вопросы и по поводу сопряжения маркировки с системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий».

Никто так и не ответил, как же все-таки маркировка поможет защитить рынок от браконьерской продукции. Обещания, что это будет действенный способ борьбы с товарами нелегального происхождения, звучат при внедрении каждой новой электронной системы. Обязанностей у производителей все прибавляется, но где результат? Новое требование не может не повлиять на стоимость продукции, полагают в Ассоциации добытчиков лососей Камчатки и в отраслевых объединениях Дальнего Востока.

«Говорить об увеличении стоимости просто неприлично с вашей стороны!»

Зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский раскритиковал претензии производителей – как обращенные к технической стороне процесса, так и связанные с ожиданием удорожания икры. «У вас стоимость продукции в разы больше, чем в «молочке», – заявил депутат. – Говорить об увеличении стоимости просто неприлично с вашей стороны».

По мнению парламентария, пример других товарных категорий говорит об эффективности маркировки как механизма, защищающего интересы государства и потребителя. Перед системой «Меркурий», по словам депутата, не стоит задачи бороться с браконьерством, поскольку она учитывает только сырье, тогда как «Честный знак» позволяет контролировать реализацию товара в рознице вплоть до каждой упаковки. Полную прослеживаемость обеспечит только совмещение этих двух систем.

Сергей Лисовский также предложил рыбакам не питать иллюзий по поводу слова «эксперимент»: это тестовый режим для отрасли, чтобы она успела подготовиться, а решение об обязательной маркировке уже принято.

Директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции минпромторга Владислав Заславский заявил о достижении всех целей, заложенных в эксперимент. «Были найдены все технологические решения и апробированы на тех предприятиях, которые были участниками этого эксперимента», – отчитался он о результатах работы. По его словам, в тестах участвовало 36 производителей и 14 розничных сетей. Те же, кто остался в стороне, «потеряли огромное количество времени» и, если не присоединятся, не смогут участвовать в выработке правил, предупредил чиновник.

По словам Владислава Заславского, минпромторг ведет подготовку к внедрению обязательной маркировки икры, но срок и этапы будут обсуждаться с бизнес-сообществом, и министерство готово организовать совещание с рыбаками. К диалогу предприятия пригласил и член совета директоров ЦРПТ Александр Демьянов. Он рассказал, что варианты маркировки можно подобрать для всех форм-факторов икорной продукции, причем их стоимость колеблется в диапазоне от 50 тыс. рублей до 3 млн рублей – в зависимости от скорости и объемов производства.

Доля незаконного оборота в икорном секторе составляет 20,35 %, аргументировала целесообразность обязательной маркировки руководитель центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института минфина (НИФИ) Инна Рыкова. При этом, правда, она сделала оговорку о неполноте данных, которыми располагают исследователи. Затраты производителей НИФИ оценил в 50 копеек за один код, а с учетом остальных расходов – в 1,67 рубля на единицу продукции, что, по словам Инны Рыковой, не окажет влияния на стоимость товара.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов поинтересовался, куда смотрит рыбоохрана, пограничники и прочие правоохранительные органы, если, по данным минфина, браконьерская икра занимает 20 % рынка…

Кардинальное расхождение во мнениях относительно маркировки – еще один признак того, что эксперимент находится на самом начальном этапе, считают рыбаки-дальневосточники.

Общественный совет при Росрыболовстве предлагает минпромторгу, минсельхозу, Россельхознадзору и Росрыболовству проанализировать альтернативные способы обеления икорного рынка. Параллельно отраслевым союзам и ассоциациям рекомендовано организовать работу по экспертной оценке финансово-экономических результатов эксперимента и подготовить предложения о целесообразности или нецелесообразности распространения маркировки на другие категории рыбной продукции (а именно такое решение, как полагают производители, может быть принято в недалекой перспективе).

Также в отраслевых ассоциациях считают важным продолжить обсуждения на площадке Министерства промышленности и торговли РФ.

Мария ВЛАДИМИРОВА (с использованием материалов fishnews.ru)

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.