Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом

14:25
2385

Свобода и ощущение полета – пожалуй, главное, за что адепты зимнего экстрима любят сноуборд и горные лыжи. Прочувствовать это на все сто можно только во фрирайде, когда скользишь по свежему мягкому сухому и главное – нетронутому снегу. «В паудердэй – нет друзей!» – любят повторять и лыжники, и сноубордисты. Конечно, все это бравада. Фрирайд, да еще в пухлом снегу – штука опасная, поэтому опытные ребята знают, что в таких спусках приглядывать за товарищами надо гораздо внимательнее. Тем не менее эта фраза передает суть: нет ничего настолько же экстремального, впечатляющего и захватывающего, как катание по неподготовленным склонам. Спросите, причем здесь паудердэй? При том, что задутый снег или наст на неподготовленном склоне, мягко говоря, сильно испортят удовольствие от катания: ощущение полета останется, но вот свободу и радость вы вряд ли почувствуете.

Это вторая часть статьи про горнолыжные склоны Камчатки, и она – о фрирайде.

Есть несколько видов катания по неподготовленным склонам. Точнее катание всегда одно, речь идет о том, как вы попадаете на вершину склона, с которого хотите спуститься на «доске». Здесь мы рассмотрим фрирайд для ленивых – когда на гору вас поднимают механизмы, а не собственные ноги – никаких бэккантри и скитуров. Итак, самый доступный способ попасть на гору – бугельная или канатная дорога.

Фрирайд в черте города

На Камчатке городских склонов немало. Но речь пойдет про горки Петропавловска-Камчатского и Елизова, потому что именно здесь ты катаешься, неважно, местный ты или приезжий. Все городские склоны оборудованы подъемниками, а вдоль трасс стоит березовый лес, в котором можно отлично покатать. Достаточно, поднявшись наверх, отойти на десять метров от станции, и можно спускаться уже не по скучному подготовленному склону, а по непредсказуемой целине.

Это самый простой способ. Во-первых, он не требует чрезмерных затрат – денег и времени. Во-вторых, здесь все дорожки проторены – даже если катишь первым следом, обычно видно заснеженные колеи или популярные "просеки", где кустарники и поросль задавлены и срезаны кантами. Вероятность провалиться в расщелину или колодец здесь куда меньше, чем на диких склонах. Третье. Горы непредсказуемы. Городские сопки Петропавловска-Камчатского не исключение – на них установлены таблички с предупреждениями о лавинной опасности. Поэтому фрирайд требует соблюдения определенных правил и техники безопасности. Одно из главных – не кататься одному. Даже на хорошо знакомой горке можно неверно оценить количество снега, не рассчитать силы, да мало ли что еще, и оказаться в опасной ситуации. С незнакомой горой опасность возрастает многократно. А значит, с вами должен быть либо гид, который хорошо знает местность и проведет вас мимо опасных участков, а в случае необходимости – придет на помощь, либо товарищ, который эту помощь сможет вызвать. Поэтому третий пункт – относительная безопасность. Городские склоны людные. Если вы поехали кататься в одиночестве и попали в беду, здесь вас быстрее заметят и раньше придут на выручку.

В то же время на невысоких городских сопках много деревьев. А катание в лесу требует большего количества навыков, чем спуск по подготовленной трассе или фрирайд по снежному полю.

Лес на сопках – рощи каменной березы. В солнечный день свет отражается от серо-бурой коры этих деревьев, смягчается и теплеет, и без того располагающий пейзаж становится еще приветливее.

СУБЪЕКТИВНО

Катание в лиственном лесу кажется мне более опасным, чем в хвойном. Если ты ошибся на 10–20 сантиметров, маневрируя среди елок, – тебя хлестанет по щеке колючей хвойной лапой, может, острая сухая ветка разорвет куртку. Силуэт ели шире, и нужно постараться, чтобы столкнуться со стволом. Если не рассчитать маневр в березовой роще – можно очень серьезно травмироваться. Усугубляет ситуацию простор рощи и ее «радушие». Лес хорошо просматривается, что может произвести обманчивое впечатление неопасности на начинающего райдера и привести к неприятностям. Если навыков хватает, то катить по этому лесу – одно удовольствие.

Заброски на колесной технике

Но на Камчатку едут не для того, чтобы катать по сопкам вдоль подготовленных трасс ГЛК. Сноубордисты приезжают сюда покорять вулканы. Так что теперь поговорим о выездах в горы.

Главная локация камчатских фрирайдеров – Вилючинский перевал. Она самая доступная.

Добираться от города до перевала 3–4 часа на вахтовке. Вахтовка – это вахтовый автобус: автобусный салон, поставленный на ходовую часть автомобиля высокой проходимости – КамАЗа, реже – «Урала». Представляется какой-то монстр, но на самом деле это достаточно комфортный транспорт. Сиденья автобусные, с высокой спинкой, каждое оборудовано подлокотниками и ремнями безопасности.

На Камчатке проблема с дорогами. К перевалу ведет грунтовая дорога, отсыпанная щебнем. Освоить ее летом на седане или паркетнике довольно непросто; зимой же – практически невозможно. Поэтому есть местные, кто толком не выбирался из города и не видел полуострова. Так что – вахтовки.

Среднестатистическая вахтовка рассчитана на 24–28 пассажиров (2 – в кабине) – наверняка есть те, где мест поменьше, и те, куда поместится больше людей. Это не рейсовые автобусы. Туры на перевал организовывают туроператоры, а значит, все места будут заняты и поедете вы в большой веселой компании. То, что компания веселая, вы узнаете не сразу. Из-за того, что ехать неблизко, выезжают группы около 6 утра. Так что путь к вулканам проходит в безмятежной тишине – большинство досыпает.

Дальше есть два варианта. Первый вариант — вахтовка довозит вас до подножия склона, а там группу ждут снегоходчики. К снегоходам прицеплены нарты, куда вас перегружают и уже снегоходами забрасывают на склон. Кататься в санях за снегоходом – на любителя. Да и сани могут опрокинуться.

Второй вариант — заброска на самой вахтовке. То есть, КамАЗ забирается на вершину склона, и пока вы катите, возвращается к условленному месту. Там все райдеры снова грузятся в вахтовку, и подъем повторяется.

Это отличный вариант бюджетного катания. Но у него много минусов. Главный – большая группа. По технике безопасности на каждых 3–4 членов группы должен быть свой гид. Горы непредсказуемы, люди, захваченные эмоциями и адреналином, – тоже. И чтобы эта концентрированная энтропия не привела к ЧП, за туристами нужно пристально следить. Получается, в группе из 25 человек пятеро должны быть гидами. Надо ли говорить, что на деле все не так? Обычно гидов двое – ведущий и замыкающий. Причины понятны. Одно дело поделить 23 условных яблока, другое – разделить 20 условных яблок на пять человек.

СУБЪЕКТИВНО

На одном из спусков я съехал чуть в сторону от группы – увидел небольшой кулуар, который тут же захотел освоить. Снег был пухлый, поэтому я без особой опаски пустил доску вниз, потом по желобу и, набрав скорости, – на контруклон. Контруклон был на теневой стороне, но оказался не просто задутым – это был лед. Нос доски, разумеется, не прорезал пухлую толщу, как я ожидал, а уперся в эту стену. Вместо того, чтобы заехать наверх, я всем телом ударился об уклон. Я отлетел от стены, как футбольный мяч, рухнул ничком и с минуту лежал в сугробе – голова звенела, а дыхание перехватило, казалось, что ушиб несколько ребер. Когда я отдышался и перевернулся на спину – увидел, что в пяти метрах от меня остальная группа спокойно продолжает катить. Никто не остановился. Все обошлось, я был в порядке – от чего-то спас шлем, где-то просто повезло. Но ситуация эта ненормальна. Достаточно предположить, что человек пострадал – получил сотрясение мозга или сломал ребра. А это значит, что он дезориентирован или скован в движениях. Спуск в таком состоянии опасен. Ведь человек уже не контролирует сноуборд, а значит, рискует пострадать еще больше.

Есть еще один способ попасть в беду в пухлом снегу – нырнуть в него. Выбраться самостоятельно из глубокого снега, когда ты зарыт в него вверх ногами тяжело. Вдвойне тяжело, если при этом ты встегнут в сноуборд. А дышать под снегом нечем.

Когда группа большая, не за всеми можно уследить. Несколько раз райдеры отклонялись с маршрута гида, который вел группу, – просто отъезжали на пару метров в сторону, чтобы зацепить целину, – и из-за особенностей рельефа скоро оказывались отрезанными от группы. По сути – терялись. Понятно это становилось, только когда вся группа собиралась внизу.

Однако, если вы осторожны, всегда держитесь в поле зрения нескольких человек, то проблема нехватки гидов в общем решается сама собой.

Второй минус – вы спускаетесь практически по одному и тому же маршруту. Склоны перевала широкие, и всегда есть возможность уйти чуть левее-правее, и вот – новый маршрут, первый след. Но маршрут новый чисто условно, поэтому ощущение «свободного катания» из-за этого не самое острое. Да, порой вахтовка может менять точку высадки-подбора, и вы прокатите несколько разных склонов. Но такая смена локаций усложняет логистику и отнимает много времени, которое хочется потратить на катание. Так что точки выгрузки группы наверху и встречи внизу чаще одни и те же.

Такие поездки организуют ребята, которые знают, где можно весело и задорно катнуть, поэтому выбранные маршруты спуска вас вряд ли разочаруют. За один спуск можно прокатить минимум три продолжительных кулуара, несколько перелесков, найти и освоить десятки дропов. Главное, чтобы повезло со снегом.

Стоит поездка очень недорого – 3 000 рублей.

Заброски на гусеничной технике

Еще один вариант забраться на гору – вездеход. Их на Камчатке меньше, и стоить такая поездка будет дороже.

BV-206 (Bandvagn 206) – это шведский гусеничный вездеход. Машина сочлененная, с активным прицепом. То есть, и у головной части, и у прицепа все траки ведущие. В России его называют «Лось».

Конечный пункт будет тот же – Вилючинский перевал. Но из-за того, что «Лосю» не нужна дорога, он легко меняет локации и забирается в более глухие места.

Вместимость вездехода BV-206 значительно меньше, чем у вахтовки, – 12 человек с учетом двух пилотов. Поэтому поездка будет стоить дороже. Это, пожалуй, единственный минус.

Главный плюс я уже назвал – мобильность. Возможность выбора склона в поездках смешанных групп очень важна. Это позволяет гиду выбрать оптимальный спуск, где, с одной стороны, не заскучают продвинутые райдеры, с другой – плохо катающиеся ребята не будут отставать от костяка: скрести на заднем канте, бесконечно падать, выстегиваться и ходить пешком, и тоже смогут получить удовольствие от поездки. Но таких универсальных склонов гиды знают достаточно, так что возможности «Лося» делают выезд разнообразным, и каждый ваш новый спуск при желании можно делать по нетронутому снегу. А каждый сноубордист знает: нет ничего лучше, чем катить во фрирайде первым следом.

Небольшая группа – тоже плюс. Ведь система та же, что и в поездке на вахтовке – два гида. Но здесь регламент практически соблюден и сопровождающим куда проще следить за подопечными, а значит, и безопасность райдеров-туристов выше.

«Лось» может ехать напрямик, поэтому на склон забирается довольно шустро, а значит, в такой поездке спусков будет больше, чем на той же вахтовке, и можно будет накататься вдоволь.

Отдельные впечатления – сама поездка на вездеходе. BV-206 – это военный гусеничный транспорт. Поездку ощущаешь всем телом: тряска, рев мотора и звуки, которые издает силовая установка, когда вездеход преодолевает сложный рельеф. На рыхлом снегу он может забраться на уклон до 17°. Чем плотнее грунт, тем больше крутизна горки, которую «Лось» может освоить; максимальный – 55°. И скорее всего, ваш пилот не преминет продемонстрировать все возможности этой прекрасной машины.

Это, кстати, еще одна особенность, которую можно отнести к минусам, – поспать в дороге очень непросто. Время выезда такое же, как на вахтовке, – 6:00. И покемарить в пути хочется. С другой стороны, во сне не прочувствуешь всех прелестей поездки на вездеходе.

Салон обогревается хорошо. Интерьер и внешний вид этого чуда инженерной мысли требуют фотографировать – их и себя на их фоне. Кабина пилотов выглядит как в самолете – множество тумблеров, кнопок, рычагов, датчиков, несколько гироскопов. В общем, обычное для военного транспорта сочетание технического совершенства с аскетичной практичностью. Даже если вы не фанат техники, «Лось» не оставит вас равнодушным.

Стоимость поездки – порядка 8 000 рублей.

СУБЪЕКТИВНО

Поездка была в середине декабря. Ехать планировали на вахтовке, но было начало сезона и достаточного количества участников набрать не получилось. Поездку сдвинули на неделю, но группу снова не набрали. Было два варианта – подвинуться еще или доплатить. Хотелось уже скорее открыть сезон, поэтому решили доплатить. 1 000 рублей – не такие большие деньги за неделю ожидания. 

Когда увидел «Лося», почувствовал себя ребенком в парке аттракционов.

«Лось» ждал нас в Термальном – поселок километрах в 30 от Петропавловска-Камчатского. То есть логистика вышла чуть сложнее: сначала нужно было добраться от города до поселка. Проблема решилась без лишних трат – часть ребят из группы добирались на своих машинах, и они подвезли остальных.

Людей в группе было на 2 больше, чем вмещал «Лось», – их получилось разместить в головной части. Пассажирских мест в кабине два. Между ними своеобразный стол – кожух, под которым спрятан двигатель. На этом «столе» могут сидеть еще два человека. Одно но: сидеть на двигателе очень некомфортно. Он горячий. Как выяснилось позже, есть в салоне и другие конструктивные элементы, которые очень сильно разогреваются во время движения.

Утром было много перемещений: от дома на такси до «Шамсы», там нужно было перегрузиться в машину до Термального, в Термальном – погрузиться в «Лося». Все это происходило с 5:30 до 7:00, а на улице было довольно морозно. В общем, в теплой машине очень хотелось покемарить. Но спать там было почти невозможно из-за тряски и потому, что парам «пассажир стола – пассажир кресла» приходилось периодически меняться – долго сидеть на двигателе было невозможно. Но назвать это минусом язык не повернется. Большую часть пути «Лось» шел по лесной дороге, видимо, параллельной основному тракту. Эта поездка – настоящий аттракцион. Порой передняя часть вездехода вставала почти вертикально – «мордой» вверх и вниз, и в лобовое стекло было видно только кроны деревьев и небо или лужу на дне оврага, в который съезжала машина. Очень напоминает американские горки, с одним отличием – там тележки намертво прикреплены к рельсам, а пассажиры – к своим местам. То, что нельзя заснуть, кажется минусом только поначалу. Как только начнет светать, спать вам уже не захочется – от видов за окном не оторваться.

В середине дня я обнаружил, что комбинезон на левом предплечье расплавлен. Часа полтора думал, как это могло произойти. В конце концов, решил, что влез рукавом в какую-то едкую смесь, которой смазывают или заправляют «Лося». Но на обратном пути понял – комбинезон я прожег в машине, когда сидел на «столе». Чтобы не кидало из стороны в сторону от тряски – облокотился рукой на кузов над штатным пассажирским местом. Там была закреплена какая-то технологическая проушина, которая в дороге разогревалась как утюг. Прочувствовать это в многослойной мембранной катальной одежде нереально. Комбинезон жалко, конечно, но лишнее напоминание, что технику безопасности и технические инструкции пишут не просто так: если в машине есть два посадочных места, не надо стараться вмещать туда четверых.

Гиды выбирали отличные места для спусков. Но снега было мало – это портило впечатление. Обычно тонкий снежный покров – гарантированно исцарапанный скользяк. Мы катались по склонам, поросшим стланиками, где главной проблемой были торчащие ветки. Хуже всего приходилось, когда попадал в заросли кедрача. Доска может нырнуть под петлю ветки. И тут уже плохо все – падать очень неприятно: вас подсекает и вы летите «рыбкой». Вторая неприятность – выбраться. Чуть присыпанный снегом кедрач хуже болота. Нужно понимать, что столкнуться с этим можно только в самом начале сезона – обычно на Камчатке на нехватку снега не жалуются.

В остальном же, повторю, это очень яркое приключение от начала и до конца.

Заброски на вертолете

Последний и самый впечатляющий способ подъема на гору – вертолетом. Хелиски – розовая мечта многих райдеров. Вертолет поднимает на такие вершины, до которых иначе не добраться. Это возможность не только катить первым следом, но и спускаться по тем склонам, на которых мало кто бывал. Можно было бы сказать, что полеты рассчитаны на туристов, а потому пилоты и гиды выбирают маршрут так, чтобы и сам процесс доставки райдера на гору был своеобразной экскурсией по краю. Но дело в том, что природа Камчатки очень красива и любой полет над необжитой частью полуострова будет такой обзорной экскурсией.

Вертодромы находятся за чертой города, поэтому до стартовой площадки придется добираться на такси.

Сам тур непродолжительный, в среднем около 4 часов. Кто-то скажет, что этого времени мало. Нет. Многокилометровые спуски во фрирайде хорошо нагружают мышцы и вдоволь насыщают впечатлениями, так что время оптимальное – устаешь ровно настолько, чтобы хватало сил любоваться видами. В общем, хватит и вволю накататься, и насмотреться на красоты природы. Еще один плюс полета на вертолете – скорость передвижения. До горы вы добираетесь гораздо быстрее, чем на вахтовке, а значит, ради хелиски не придется вставать ни свет ни заря.

К выбору конторы-туроператора стоит подойти со всем вниманием. Катание на труднодоступных склонах сопряжено с повышенной опасностью. Ко всем внештатным ситуациям, которые могут произойти, добавляется удаленность от населенных пунктов, а значит – помощь может идти очень долго. Пилоты должны быть готовы к резкой смене погоды, что на Камчатке происходит регулярно. Но куда более важна ваша готовность к внештатным ситуациям и опыт и квалификация гидов. Я отправился на камчатское хелиски со «Снежной долиной».

«На сегодняшний день на Камчатке самое подготовленное и самое безопасное предоставление услуг у "Снежной долины". Я просто вижу изнутри, как это происходит. Администрация предъявляет к гидам жесткие требования. Каждый год они проходят переобучение. Это сводит вероятность человеческой ошибки к нулю», – считает Федор Мороз, член правления регионального отделения Федерации сноуборда России в Камчатском крае.

Работа гидов начинается до вылета. Первая задача сопровождающих группу – определить территорию для катания.

«Например, сейчас, в апреле, снега на юге Камчатки становится меньше, структура у него, соответственно, хуже, потому что когда он подтаивает, потом замерзает – это либо наст, либо так называемый весенний снег», – говорит Федор Мороз.

Туроператор должен знать, куда везти туристов, чтобы те получили максимум удовольствия от катания. А знать это могут только гиды. Поэтому они должны хорошо понимать, на каких склонах полуострова самый комфортный снег. Это тоже 

Выше уже было сказано о некоторых опасностях фрирайда. Пожалуй, самая главная из них – лавины: даже подготовленные трассы на курортах регулярно засыпает. На диких склонах, где нет специальных искусственных барьеров, вероятность попасть под лавину выше в разы. Поэтому для свободного катания необходимо обзавестись специальным снаряжением: лавинным рюкзаком, лавинным датчиком, лопатой, лавинным зондом, аптечкой первой помощи.

Лавинный рюкзак с баллоном. Эйрбэг – это рюкзак со встроенной специальной подушкой, газовым баллоном (электрокомпрессором) и спусковым механизмом. При попадании в лавину надо дернуть ручку на лямке рюкзака, и баллон или компрессор надует подушку, которая поможет не уйти под лавину: оставаться на поверхности снега и быть более заметным для спасателей.

Лавинный датчик, или бипер.Это, по сути, ваша радиометка, которая позволит найти вас, если вы вдруг оказались под снегом. Устройство и подает, и принимает сигнал. Так что ищут человека при помощи этих же самых биперов.

Лопата, лавинный зонд. Применение этих устройств понятно: щупом пробивают толщу снега и ищут объект, лопатой этот снег раскапывают.

Такой лавинный комплект – обязательный. Профессионалы рекомендуют отнестись серьезно к выбору каждого из этих предметов. Все должно быть практично – никаких пластиковых щупов и лопат. Понятно, что очень редко кто будет проверять, взяли ли вы с собой рюкзак и что в нем лежит, и большую часть времени лавинный рюкзак будет казаться только лишним грузом. Но брать его надо с собой всегда – при любых условиях и любой погоде, и укомплектован он должен быть не для галочки. Ну и конечно, всем этим нужно уметь пользоваться.

За безопасность людей отвечают гиды. В «Снежной долине» подход к сопровождению туристов на высоком уровне. На базе, откуда вылетает группа, каждому члену выдают полностью укомплектованные лавинные рюкзаки. После – подробно объясняют, как пользоваться оборудованием. Не просто рассказывают и показывают, а требуют опробовать самостоятельно – и бипер, и щуп с лопатой; подушку «взрывать» не дают.

Самое продолжительное время в инструктаже отведено работе с бипером. Эта наиболее технически сложная часть поисковых, поэтому методику поиска и принцип работы лавинного датчика разбирают тщательно.

СУБЪЕКТИВНО

Входные инструктажи, даже тщательные, нужны в большей степени для туроператора. Польза одного инструктажа минимальна. В экстремальной ситуации люди ведут себя по-разному, непредсказуемо и нелогично, поэтому все действия должны быть отработаны до автоматизма, а этого можно добиться только большим количеством повторений всего того, что нужно проделать в случае ЧП. Поэтому если вы катаетесь без квалифицированного сопровождающего, перед каждым выездом не поленитесь и проштудируйте методики оказания первой медицинской помощи при различных травмах и алгоритм поиска и спасения людей из лавины. 

Тем не менее подробный и тщательный инструктаж от гидов означает, что вы отправляетесь в горы с профессионалами, которые знают, как нужно действовать, если что-то пойдет не так. Если такого инструктажа не было – это повод для беспокойства.

Игра в «ку-ку»

Подъем на склон – важная часть катания, ведь если на горку не подняться, то с нее и не спуститься. Шучу. В это время можно передохнуть после спуска и обсудить его с товарищами и запланировать и предвкусить следующий. Тем не менее это в большой степени процесс функциональный, который не жалко и даже хочется «промотать». В хелиски подъем на гору – полноценная часть тура. Вас забрасывают на разные склоны, а значит, и вид из иллюминатора всегда новый. Но самое впечатляющее – выход из вертолета. Словно вы снова стали ребенком и с вами играют в «ку-ку» – игру, когда нужно закрывать глаза ладонями, – но в более совершенную ее версию, когда за шорами ладоней оказывается не кривляющийся взрослый или мягкая игрушка, а невероятной красоты пейзаж – всегда новый. И каждый выход из вертолета наружу удивляет и поражает. А когда многотонная махина оставляет вас на небольшой площадке наверху горы, снимается с места и улетает прочь, смеются и улюлюкают и новички, и многоопытные хелискишники. Даже гиды, пусть сдержанно, но улыбаются.

СУБЪЕКТИВНО

Хелиски превзошло все мои ожидания. Одно дело – понимать, что будет происходить, и совсем другое – увидеть воочию и прожить.

Каждый спуск – это новый рельеф и новый снег. Снег оказался непривычным. Это был чуть тяжелый заветренный пухляк. То есть, снежный покров накрывала тонкая корка наста, которая постоянно подламывалась. Под настом был приятный и комфортный пухляк, но раз за разом доска выныривала на поверхность, корка подламывалась, доска снова проваливалась. Навыка катания по такому снегу не хватало, и на первых спусках это сильно нервировало. По итогам дня катания был и чистый пухляк, и лед, с которого срывало, и все промежуточные вариации. Но большая часть спусков – комфортные склоны с разнообразным рельефом.

Описывать все спуски смысла нет, да и вряд ли оно бы вышло – все-таки сохраняются самые яркие воспоминания. Больше остальных впечатлил спуск вблизи океана. День был ясный. Солнце палило совсем по-летнему. Поначалу мы катались с Вилючинского вулкана, но ради этой локации переместились ближе к Мутновскому. Собственно то, что мы находились вблизи океана, было понятно на подлете. Нас высадили на хребет скалы – узкую недлинную площадку, расширенную снежным карнизом. Океан не проглядывался из-за рельефа. Спуск начинался с довольно крутого участка. За ним, на пологой части внизу впереди темнело пятно недавно сошедшей лавины. Карниз, крутизна спуска, следы свежей лавины – все это вызывало опасения. Поэтому маршрут прокладывали двое гидов: один встал на окончании крутого участка, второй чуть дальше – видимо, в конце лавиноопасного участка склона. Спуск был отвесный, из-под снега торчали ветки, но катилось очень комфортно.

За лавиной началось просторное поле, откуда открывался вид, который мы видели сверху. Просторная долина, изрезанная ручьями и речушками, бежавшими к океану. Угадывалась бухта, но с океана шел вынос, и ее было не разглядеть – из густого тумана выступали только две огромные скалы ворот. 

И весь дальнейший спуск мы катили навстречу этой красоте. Чем дальше, тем глубже проглядывался туман, и вид постепенно раскрывался. И вместе с этим нарастал гул плещущих волн и перестук безвольной гальки.

Еще один запоминающийся эпизод произошел во время другого спуска. На снегу мы увидели необычные, очень характерные следы. Кто-то из гидов сказал, что это след росомахи. Увидеть это животное не так-то просто, поэтому даже следы росомахи показались достойным впечатлением в копилке воспоминаний.

Стоимость тура будет разниться в зависимости от модели вертолета и количества часов. Но даже самый бюджетный вариант – это несколько десятков тысяч рублей.

Сноуборд – это ощущение полета, свобода. Фрирайд дает прочувствовать все это наилучшим образом. Главное – не поддаваться эйфории и относиться к катанию по неподготовленным склонам со всей серьезностью, и быть готовым и теоретически, и практически.

Сергей НОСАЧЕВ

Фото: Сергей НОСАЧЕВ

Читайте также:
Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы
Камчатка сноубордическая: городские горнолыжки Камчатки

Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 0Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 1Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 3Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 4Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 5Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 6Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 7Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 8Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 9Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 10Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 11Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 12Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 13Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 14Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 15Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 16Камчатка сноубордическая: фрирайд в городе и за городом 17

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.