Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы

15:25
4504
Фото: Виктор Гуменюк / ИА «Камчатка»
Фото: Виктор Гуменюк / ИА «Камчатка»

Камчатку по праву можно считать Меккой для любителей зимнего экстрима: больша́я часть туристов, отдыхающих на Камчатке, – горнолыжники и сноубордисты (да-да, на полуострове до сих пор ощущается это разделение). Оно и понятно. Полуостров – нагромождение скал, вулканов и сопок. Вид практически из любого окна здесь так и манит бросить вызов природе. Даже привычные к здешним красотам камчатцы зачастую не в силах отмахнуться от зова природы. Что уж говорить о людях «с материка». А если сюда прибавить продолжительные снежные зимы, понимаешь: Камчатка создана для сноубордистов. И горнолыжников, конечно.

Воспитать счастливых людей

Горнолыжная база «Синичкина» принадлежит камчатской спортивной школе по сноуборду – первой и пока единственной. С наставниками юным сноубордистам повезло – возглавляет тренерский штаб Дмитрий Базанов, мастер спорта международного класса, чемпион мира среди юниоров, трехкратный чемпион России, победитель и призер этапов Кубка Европы. Его отец – известный в России тренер Андрей Базанов. Базанов-старший встал на доску еще в середине 80-х. Сын пошел по его стопам.

Сегодня Дмитрий возглавляет региональное отделение Федерации сноуборда России в Камчатском крае. В этом году представители Камчатки стали и членами президиума Федерации сноуборда России.

Завоевания юных спортсменов важны для любой спортшколы – это показатель ее работы. Но каждый тренер знает и понимает, что очень немногих из сегодняшних воспитанников школы сноуборда впереди ждут звания мастеров спорта и чемпионские пьедесталы. Для большинства ребят сноуборд останется просто страстным увлечением. Поэтому своей главной задачей тренеры спортшколы считают вырастить здоровых, увлеченных, а значит, счастливых людей.

Дмитрий Базанов убежден в том, что сноуборд способен сделать жизнь человека именно такой и для этого не обязательно постигать спортивные азы в специальных школах. Сноубординг на Камчатке – для каждого, у кого есть желание кататься.

Сноуборд как образ жизни

Сегодня сноубордисты-любители Камчатки катаются везде: на подготовленных и диких склонах городских сопок, по горам и вулканам, а также по перилам, ступенькам и другим подходящим и не очень городским сооружениям. Кто-то подсчитал, что сноубордист, как и рыбак, есть в каждой второй камчатской семье. Как этот вид спорта стал в крае массовым?

«Наши учителя Максим Балаховский, Саша Мороз, мой отец Андрей Базанов были и основателями сноуборд-движения на Камчатке, – рассказывает Дмитрий. – У отца доска появилась еще в 1980-х годах, в начале 1990-х сформировалось сообщество сноубордистов, а в 1997 году появилась и общественная организация – Камчатская ассоциация сноуборда. В массовый вид спорта сноуборд на Камчатке превратился к началу двухтысячных. И пусть кто-то считает Камчатку глубокой провинцией, но именно у нас началось сноуборд-движение и мощной волной покатилось по России».

Много лет общественники добивались создания школы сноуборда – без государственной поддержки развивать сноубординг в крае было невозможно. Получить эту поддержку оказалось непростой задачей.

«Мы были отделением СДЮШОР «Эдельвейс», и на фоне горнолыжников к нам относились по остаточному принципу, – вспоминает Дмитрий. – Но мы хорошо выступали, завоевывали медали и на мировой арене, чем, очевидно, и мотивировали власти на создание отдельной школы. И у нас все получилось: в 2017 году школа сноуборда открылась».

Сначала немногочисленные воспитанники-сноубордисты тренировались на Красной сопке.

«Тренеры-горнолыжники в лицо мне говорили, что мы здесь нежеланные гости, и относились соответственно. Тем более мы были рады получить участок земли, где сейчас и реализуем все наши стремления – на комплексе "Синичкина" в микрорайоне Кирпичики. Особенно приятно, что покататься к нам приходят и горнолыжники», – говорит Дмитрий Базанов.

Лыжники vs. сноубордисты

Вот мы и добрались до легендарного противостояния лыжников и сноубордистов. «На материке» оно себя изжило, и мало кто относится к этому противопоставлению серьезно. Но на Камчатке раны еще свежи, и «горнолыжный склон» здесь иногда буквально обозначает: «склон для катающихся на горных лыжах».

Так откуда взялось это противопоставление? Все просто. Лыжи появились раньше, и горнолыжники полагали себя классиками спортивного жанра. Сноуборд появился благодаря людям, которым просто хотелось повеселиться. Развивали его точно такие же любители веселья. И когда эта разношерстная публика вышла на горнолыжные склоны, где чинно покатывали «классики», это вызвало вполне ожидаемый всплеск снобизма и негодования по всему миру.

Сноубординг развивался быстро. Официально он появился в 1977 году и за пять лет вырос в полноценный отдельный вид спорта: количество фанатов растет в геометрической прогрессии, а доски массово производят на заводах сразу несколько компаний. Поэтому лыжникам пришлось смириться. Где-то это происходило быстро, где-то затянулось на десятилетия.

«Возможно, "динозавры" продолжают делить спорт на своих и чужих. Но современное поколение горнолыжников, думаю, не испытывает негативных эмоций к нам, сноубордистам. А если проехать по горнолыжным комплексам, могу вас заверить, что сноубордистов-любителей сейчас больше, чем горнолыжников», – считает Дмитрий.

Тем не менее изначальное затянувшееся пренебрежение и невнимание к сноуборду долгие годы сказывалось на развитии этого спорта в крае.

Если администрация горнолыжной базы «отменяет» сноубординг как явление, проблема будет заключаться не в том, что на этой горе на сноубордистов станут как-то не так смотреть. Нет. Такое решение скажется на инфраструктуре.

Появление первого отделения сноубординга при спортивной школе оказалось медвежьей услугой развитию этого спорта в крае. Не открыть отделение было нельзя: с 1998 года сноуборд – олимпийская дисциплина. Зато можно было открыть отделение «для галочки».

«Когда поступал запрос, на него отвечали: "У нас все есть – есть отделение". Это отлично. А то, что в этом отделении на 10–20 занимающихся полтора тренера, – не важно», – рассказывает Федор Мороз, член правления регионального отделения Федерации сноуборда России в Камчатском крае, замдиректора школы по сноуборду.

Входящие запросы тоже обрабатывали соответствующим образом. Человека, который приводил в школу ребенка «на сноуборд», всеми правдами и неправдами пытались отправить к горнолыжникам.

«В результате 9 из 10 человек, которые приходили, шли на лыжи», – пожимает плечами Федор.

Нужно отметить, что сам факт этот – не обязательно злонамеренность. Он может быть также и результатом изначального предубеждения: долго не обращали внимания, а потому не воспитали тренеров и инструкторов. Отказать человеку и потенциальному будущему спортсмену нельзя, а педагогов нет. Вот и приходится выкручиваться.

Сказать, что все проблемы позади, нельзя, тем не менее в последние годы ситуация изменилась кардинально.

Чего не хватает для счастья

Развитие сноубординга на Камчатке требует больших усилий и вложений. Все по тем же причинам. Но свой оазис у сноубордистов есть.

«Наши горнолыжные базы, несмотря на хорошую оснащенность, пока не приспособлены для сноубордистов. Они сделаны для горнолыжников. Пусть едут к нам, на Синичкину, и покатаются. Но и наша инфраструктура пока заметно далека от идеала», – говорит Дмитрий.

Дмитрий Базанов уверен, что сейчас все наладилось с массовостью, с тренерским составом, с оснащением для соревнований. Так чего же не хватает на Камчатке для развития сноубординга? Проблема с инфраструктурой для комплексов. Нужны системы искусственного снегообразования, которые пока есть только на Морозной и на «Эдельвейсе». Для дисциплин сноубординга нужна команда профессиональных проектировщиков и бригада умельцев, которые проведут необходимые земляные работы: каждый год с нуля строить трамплины из снега трудозатратно. Гораздо лучше, если снег будет сразу ложиться на геометрически правильный рельеф. Для этого и нужны инженеры. Казалось бы, что там проектировать – нагреб холм, и ладно. Но не все так просто. Каждая часть трамплина должна быть просчитана, чтобы он был максимально эффективным, то есть позволял спортсмену набрать нужную скорость и высоту для выполнения элемента, и в то же время – безопасным, на случай, если что-то пойдет не так. Даже при успешном выполнении элемента неправильный уклон линии приземления может привести к падению и травмам.

Все эти прожекты – не мечты, а конкретные проекты, которые уже понемногу воплощают в жизнь.

«Губернатор Владимир Солодов приезжал к нам и видел, что мы идем к цели, получая поддержку от края, – рассказал Дмитрий. – Мы закупили современный парковый ратрак, который до этого просили 10 лет. Запустили линию освещения на склоне, и уже можно кататься вечером, что важно и для воспитанников школы, и для наших туристов. В этом сезоне продолжали развивать инфраструктуру – готовили трамплины, построили трассу сноуборд-кросса. В следующем году закончим земляные работы, чтобы минимизировать расходы снега для приземлений. Профессиональным сноубордингом можно заниматься только у нас».

Летний сноубординг под вулканом

Сезон на городских склонах Камчатки короткий – с декабря по начало апреля. Но спортсменам нужно тренироваться и зимой, и летом. И эту возможность краевое отделение Федерации сноуборда ребятам дает.

«Обычно мы проводим сборы в кулуаре Вилючинского вулкана – там, где обычно туристы идут на восхождение, слева от водопада. Обычно весь май мы готовим склон: загоняем туда бульдозеры, которые расчищают подъем от дороги до базового лагеря. Потом мы разбиваем там лагерь. На снежники мы загоняем ратраки – он готовят трассы: для сноуборд-кросса и для фристайловых дисциплин. После выбираем неделю приблизительно в конце июля – с понедельника по воскресенье – и проводим соревнования», – рассказывает Федор Мороз.

Это не закрытые соревнования – в них участвуют спортсмены со всей России. Достаточно заблаговременно подать заявку в отделение Федерации сноуборда России в Камчатском крае. После соревнований у ребят-спортсменов начинаются сборы. 

«Все живут на снежной долине. Когда спортсменов много – селим их на соседних базах», – говорит Федор.

Тренировочный интенсив продолжается минимум две недели.  

«Было у нас как-то, что тренировочные сборы продолжались почти до конца июля», – рассказывает Федор.

Конечно, всего этого не хватает и федерация намерена улучшать инфраструктуру, чтобы ребятам было удобнее: добираться до школ и заниматься. Но даже с тем, что есть, упорство и мастерство камчатских сноубордистов приносит плоды. Главное достижение – Даниил Донских. В 2021 году он выиграл юниорский чемпионат мира, а в 2022 году стал единственным мужчиной-сноубордистом из России, кто отобрался на олимпиаду и представлял страну в Пекине.

Путь новичка

Для желающих покататься или обучиться катанию на сноуборде на всех горнолыжных базах Камчатки работает прокат ботинок и досок. Можно купить и свои. Ассортимент широкий, и цены сильно разнятся: можно уложиться как в 30, так и в 230 тысяч. Но некоторые не жалеют и более серьезных сумм.

По правилам зачислять в школу сноуборда можно детей с 8 лет, но многие хотят поставить ребенка на доску как можно раньше. Для тех, кому не терпится, или если вы не хотите отдавать ребенка в спорт, есть инструкторы, которые обучат детей всем премудростям управления доской. Дмитрий говорит, что инструкторы работают с детьми от 5 лет.

Да и взрослым пренебрегать услугами профессионалов не стоит. Сноуборд – не санки, и управлять им нужно учиться. Инструктор поможет поставить правильную технику. Это убережет от травм, даст почувствовать уверенность. Ведь прочувствовать всю прелесть сноубординга можно, только когда исчезает мысль «Вот бы не грохнуться...», когда можно расслабленно глазеть по сторонам, на красоту вокруг. Самообучение и интуитивное освоение сноуборда неизбежно приводят к травмам.

«Бывает, что приходит неподготовленный турист, берет напрокат сноуборд, садится в кресельный подъемник, поднимается на вершину горы и пытается съехать. Ну раз уж поднялся… Но бедолага не обучен, и это заканчивается травмой. Это распространенная история. Ну и чтобы подняться не на кресельном, а на бугельном подъемнике, тоже нужна подготовка», – уверен Дмитрий.

Но это все же лучше, чем сразу рвануть на вахтовке на перевал, – есть и такие. Сноубордисты-любители хоть и могут кататься абсолютно везде, но и тут торопиться не надо. Лучше начать знакомство с этим спортивным снарядом на подготовленной трассе, где точно нет деревьев, камней или колодцев под снегом.

Мария ШУПЕНИК, Сергей НОСАЧЕВ.

Фото: Виктор ГУМЕНЮК / ИА «Камчатка»

Читайте также:
Камчатка сноубордическая: городские горнолыжки Камчатки
Камчатка сноубордическая: загородное катание

Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 0Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 1Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 2Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 3Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 4Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 5Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 6Сноубординг на Камчатке: появление, развитие и перспективы 7

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.