Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Наследники традиций»: школа, которая поможет не утратить самобытность

09:10
771

Сергей СЕМЕНОВ

Школа традиционных культур коренных народов «Наследники традиций» – так назывался короткий курс обучения, который прошли руководители национальных коллективов и клубных объединений из камчатской глубинки – Пенжинского, Олюторского, Карагинского, Тигильского, Быстринского, Мильковского и Соболевского районов. К слушателям школы присоединились студенты из Петропавловска-Камчатского.

Обучение удалось провести благодаря гранту Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, который получил Камчатский центр народного творчества.

Как отметила заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества Марина Беляева, чаще всего руководители творческих коллективов из сел имеют среднеспециальное образование, с высшим – единицы, не всегда хватает и специальных знаний.

«Хочется научить их всему, что знаем мы не только по декоративно-прикладному искусству, но и по хореографии, и по вокалу. Они узнают о современных тенденциях в развитии народного творчества, о тонкостях организации работы на местах, в целом о способах трансляции традиционной культуры камчатского севера в современный мир, – сказала Марина Беляева, – но самое главное – о том, как не утратить и развить самобытность каждого коллектива. Ведь в разных северных районах Камчатки, даже в каждой деревне отличаются друг от друга и являются уникальными традиции вокала, танца, народных ремесел. Важно, чтобы организаторы не путали праздники, не смешивали обряды, чтобы национальные ансамбли не пели и не танцевали одинаково».

Торжественное открытие школы прошло 2 ноября, и в этот же день началась учеба. Первую лекцию об истории, традициях и быта ительменов и коряков Камчатки провела Мария Беляева, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества. Она рассказала про каждый из этносов, затронула вопросы танцевальной и песенной культуры. Продемонстрировала книги, которые стоит изучить.

После короткого перерыва Галина Кравченко, ведущий методист Камчатского центра народного творчества, рассказала о подготовке сценариев к традиционным праздникам коренных малочисленных народов Севера. А затем провела увлекательный мастер-класс с молодежью, предложив участникам провести придуманный праздник для старшего поколения, используя основные сценарные моменты: встречу гостей, обрядовые действия, вовлечение в действие и т. д.

Мария Беляева продолжила программу лекцией об устном народном творчестве – сказках. Она рассказала о сборнике «Мифологические сказки о вороне», который был выпущен в КЦНТ в 2017 году.

Закончился первый день работы школы лекцией Лилии Банакановой, заслуженного работника культуры, лауреата премии Правительства РФ «Душа России». Она рассказала об истории, традициях и быте камчатских эвенов.

Второй день работы школы традиционных культур начался с лекции Анатолия Сорокина, старшего преподавателя кафедры иностранных языков и переводоведения КамГУ им. Витуса Беринга. Он рассказал о проблемах сохранения и развития этнической и языковой самобытности КМНС, а также о трансформации одежды коренных малочисленных народов и украшении орнаментами кухлянок.

Далее Мария Беляева провела творческую лабораторию на тему «Нематериальное культурное наследие КМНС». Мария Евгеньевна также затронула тему стилизации национальной одежды, значении орнаментов в корякской, ительменской и алеутской культуре. А Лилия Банаканова рассказала об украшении эвенской одежды, ее особенностях и орнаментах.

После обеда участников школы пригласили на торжественное открытие краевой выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Традиции и современность».

Третий день прошел на празднике береговых коряков (нымыланов) Хололо. Участники школы приняли участие в обрядовой части, концертной программе и мастер-классах. Каждый с собой привез национальный костюм специально для праздника. Мероприятие транслировалось на Youtube-канале центра и странице в Instagram Камчатского центра народного творчества.

Начался праздник с приготовления традиционного корякского угощения – толкуши. Это блюдо готовится из сухой икры, сушеного иван-чая, нерпичьего жира, ягод, корешков и небольшого количества воды. На обрядовой части под чутким руководством старейшины Лидии Чечулиной зрители увидели традиционные обряды благодарения, создания чучел нерп, пробуждения таликамак, изобилия и уляу.

Затем всех пригласили на концертную программу. В ней приняли участие Лидия Чечулина, Анатолий Сорокин, Леонид Сысоев, национальный молодежный ансамбль «Коритэв», корякский национальный фольклорный танцевальный коллектив «Уйкав», национальный студенческий ансамбль «Уйкоаль», центр детско-молодежного творчества «Школьные годы» и гости праздника – народный самодеятельный ансамбль «ЯрарТор» из Магаданской области.

На следующий день обучение продолжилось на трех мастер-классах. Лилия Банаканова рассказала об особенностях исполнения эвенских танцев и изготовления музыкальных шумовых инструментов эвенов. Затем – мастер-классы по хореографии от известных педагогов-хореографов Ольги Ласточкиной и Ромуальда Жукова, заслуженного артиста Украины.

Завершающий день школы «Наследники традиций» начался с научно-практической конференции, посвященной народной культуре. Ольга Мурашева, директор КЦНТ, открыла конференцию выступлением о сохранении традиций, важности их популяризации посредством сцены и пожелала участникам творческих успехов в развитии культуры народов Камчатки.

Лилия Банаканова, режиссер ЭКЦ «Мэнэдек», представила доклад о коллективах центра, об их работе за пределами края и особо отметила, насколько важно постоянно создавать новые постановки и номера.

Анатолий Сорокин рассказал о песенном творчестве народов Камчатки. Участники школы прослушали фрагменты колыбельной песни, родовой мелодии и частушек.

Елена Попова поделилась опытом работы на примере своего национального детского ансамбля «Илькив» из Карагинского района. Она рассказала, как ведется работа с ребятами, как их привлекают к изучению корякской культуры: истории, горловому пению, родовым мелодиям, национальным праздникам, танцам, игре на бубне.

Татьяна Броженко представила доклад об истории создания и работы ансамблей в с. Аянка Пенжинского района.

Михаил Толман затронул проблему возрождения национальных праздников в селе, самоидентичности народа и воспитания молодого поколения с уважением к своей истории и традициям. Также он рассказал о национальном ансамбле «Кыкша-ай» из села Мильково.

Прослушав все доклады, Татьяна Романова, председатель комитета Законодательного Собрания Камчатского края по социальной политике, и Мария Беляева вручили всем участникам школы сертификаты о ее окончании.

Далее состоялись мастер-классы. Лидия Чечулина рассказала о песенном творчестве коренных народов, исполнила несколько родовых мелодий и песен. Всем участникам раздали бубны, и Лидия Иннокентьевна рассказала об особенностях игры на этом музыкальном инструменте. Затем она пригласила на импровизированную сцену Леонида Сысоева, мастера горлового пения. Участники школы научились изображать голосом шум моря, крики чаек, топорков, волков и медведей.

Завершился день мастер-классом по хореографии от известных педагогов-хореографов Ольги Ласточкиной и Ромуальда Жукова.

В юрте прошел мастер-класс по созданию подвески в виде нерпы, а на сцене – мастер-классы по национальной хореографии, игре на бубне и горловому пению.

«Наследники традиций»: школа, которая поможет не утратить самобытность 0«Наследники традиций»: школа, которая поможет не утратить самобытность 1«Наследники традиций»: школа, которая поможет не утратить самобытность 2«Наследники традиций»: школа, которая поможет не утратить самобытность 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.